Железная дорога:Вокзалы : Солнечное

Платформа Солнечное (бывш. Оллила/Ollila)

Первый вокзал Оллила (1901-1910 г.г.). Репродукция открытки из коллекции П. Раухала

Платформа Оллила была открыта в 1901 году на окраине большого населённого пункта Куоккала, в дальней его части, которая называлась Перя-Куоккала. Железнодорожный остановочный пункт получил своё название от имени богатого корабельного промышленника Олафа (Олли) Уллберга, который проживал постоянно в Санкт-Петербурге, а в окрестностях новой платформы имел дачное владение. Уллберг не только выделил деньги на обустройство платформы, но также взял на себя оплату её содержания. Считается, что такое меценатство было актом доброй воли со стороны состоятельного дачника, однако финский историк Т. Термонен [1] указывает на то, что руководство Финляндской железной дороги в ответ на просьбу оборудовать остановочный пункт в Перя-Куоккала поставило Уллбергу условие о самофинансировании новостройки. Уллберг согласился, но через два года после ввода объекта в эксплуатацию отказался оплачивать его дальнейшее техническое обслуживание. Точные причины отказа неизвестны, но наиболее вероятно, что от Уллберга потребовали увеличить сумму выплат, поскольку возникла необходимость реконструкции остановочного пункта с переводом его в категорию станций. К тому же, в 1903 году линия между Белоостровом и Терийоки стала двухпутной, поэтому в Оллила пришлось строить вторую пассажирскую платформу. Наверное, такой поворот событий не соответствовал первоначальным намерениям Олафа Уллберга. Так или иначе, работы по укладке боковых путей и возведение нового вокзала проводились уже за казённый счёт.

Первое пассажирское здание в Оллила было построено в том же 1901 году, когда возник и сам остановочный пункт. Выглядело оно довольно скромно. Но вскоре оказалось, что новая платформа пользуется популярностью у русских дачников, составлявших в ту пору основную часть пассажиропотока Финляндской железной дороги. Кроме того, в связи с увеличением интенсивности движения поездов, появилась необходимость отставлять грузовые поезда на боковые пути, чтобы пропустить пассажирский или пригородный. К 1906 году в Оллила были построены три дополнительных приёмо-отправочных пути,– их уложили восточнее пассажирских платформ, а сам раздельный пункт получил «повышение рангом» до станции V класса. Новое вокзальное здание, гораздо больших размеров, чем первоначальное, появилось на этой станции в 1910 году.

Пассажирский поезд, следующий из Терийоки в Санкт-Петербург, прибывает на станцию Оллила. Репродукция открытки 1910-х г.г.

Второй вокзал Оллила (1910-1918 г.г.). Подготовка грузов к отправке поездом. Фото 1910 г.

Второй вокзал Оллила (1910-1918 г.г.). Пассажиры на станции в ожидании поезда. Фото 1914 г.

На боковые пути станции Оллила, помимо транзитных грузовых поездов, отставляли также вагоны с лесом, предназначавшимся для лесоперерабатывающего предприятия Ollilan puutavara OY (Акционерное общество "Лесоматериалы Оллила"). Оно возникло в 1908 году, в самый разгар «дачного бума» начала XX века. От железнодорожной станции на территорию предприятия лес подавали по специальной подъездной ветке узкой колеи.

Здание второго вокзала в Оллила, построенное в 1910 году, погибло в огне гражданской войны 1918 года. Новое, уже третье по счёту вокзальное здание, возвели по проекту архитектора Туре Хеллстрёма в конце того же 1918 года.

После отделения Финляндии от России в декабре 1917 года пассажиропоток на станции Оллила существенно уменьшился. Несмотря на это обстоятельство, а также на появление в 1917 году неподалёку от этого раздельного пункта новой пограничной станции Раяйоки, Оллила оставалась в ранге самостоятельной станции вплоть до декабря 1939 года. Отчасти этому способствовала продолжавшаяся, по крайне мере, в 1920-е г.г., эксплуатация лесопилки Ollilan puutavara OY.

Третий вокзал Оллила. Построен в 1918 г. по проекту архитектора Туре Хеллстрёма. Сгорел в 1939 г.

Узкоколейная ж. д. линия от станции Оллила к складу и производству лесоперерабатывающего предприятия Ollilan puutavara OY (Акционерное общество «Лесоматериалы Оллила»). Репродукция открытки нач. 1910-х г.г. из коллекции А. Старкова

Путевое развитие станции Оллила в начале 1920-х г.г. Схема из альбома «V.R. ratapihat ja pituusprofiilit», 1923 г. изд.

Третий вокзал Оллила был подожжён и полностью сгорел в первые дни Зимней войны 1939-40 г.г. Во время «войны-продолжения» 1941-44 г. до станции Оллила осуществлялось движение воинских поездов, перевозивших личный состав и мелкие грузы (почту и т.п.). В качестве подвижных единиц тут использовали только бензиномоторные вагоны-автомотрисы. Станцией отправления этих маршрутов была Райвола (сейчас -Рощино). Назначались они по мере необходимости и следовали без фиксированного расписания. Далее Оллила их не пропускали, так как последняя станция на финской территории – Раяйоки, находилась у самой линии фронта, и отправлять туда автомотрисы считалось слишком рискованным. По этой же причине (близость линии фронта) в сторону Оллила не пропускали поезда на паровой тяге. Запрет был установлен из маскировочных соображений.

Солнечное. Вокзальное здание и дополнительный деревянный навес от дождя. В левом нижнем углу фотографии заметен фрагмент старой пассажирской платформы №1, располагавшейся напротив вокзала. Фото: С. Полпудников, ок. 2000 г.[5]

Летом 1944 года станция Оллила вторично (и окончательно) оказалась на территории СССР, получив значительные повреждения в ходе наступления советских войск. После завершения войны станционное хозяйство решено было не восстанавливать, и Оллила возвратилась к своему первоначальному статусу остановочного пункта пригородных поездов. В 1948 году платформе Оллила присвоили новое название – Солнечное. А в 1951 году, в рамках подготовки к началу эксплуатации электропоездов на участке Ленинград-Зеленогорск, остановочный пункт Солнечное оборудовали двумя высокими платформами и типовым пассажирским павильоном (вокзалом). В отличие от своих трёх предшественников, этот маленький вокзальчик сложили из кирпича и облицевали штукатуркой. Рядом поставили дополнительный деревянный навес от дождя – пассажиров на этой платформе, входящей в курортную зону Ленинграда, уже тогда планировалось немалое количество. Одновременно, аналогичные пассажирские павильоны и деревянные навесы появились на соседних станциях Репино и Комарово.

Более полувека пассажирские платформы в Солнечном располагались в шахматном порядке: платформа №1 (от Ленинграда) – напротив вокзала, а платформа №2 (к Ленинграду) была сдвинута западнее, при этом она начиналась в том месте, где заканчивалась платформа №1. В этой точке был уложен деревянный настил единственного пешеходного перехода через ж.д. пути.

В мае-июне 2007 года в районе остановочного пункта Солнечное проводился капитальный ремонт пути №1 (по нему следуют поезда в направлении от Санкт-Петербурга). После замены щебня и укладки новой рельсо-шпальной решётки выяснилось: уровень головки рельса вновь смонтированного пути около пассажирской платформы №1 повысился настолько, что тамбуры вагонов электропоездов оказались значительно приподняты по отношению к поверхности платформы. По этой причине посадка-высадка пассажиров стала здесь своего рода «цирковым номером», а для пожилых людей и инвалидов – вовсе невозможной. Пришлось срочно монтировать на этой платформе дополнительный деревянный настил-ступеньку, чтобы уберечь пассажиров от возможных травм. Сначала, в течение суток, был сделан короткий настил в том месте, где останавливается первый вагон, а через несколько дней его постепенно увеличили вдоль всей длины десятивагонного электропоезда. Одновременно началось строительство новой платформы №1, на свободном месте напротив платформы №2. Когда новая платформа была готова, старую тотчас же разобрали. А в 2011 году, вместо обычного пешеходного перехода через ж. д. пути, в Солнечном построили крытый пешеходный мост новой конструкции, первый из подобных на Выборгском направлении. Торжественное открытие этого объекта состоялось 5 июля 2011 года.

Пассажирское здание 1951 года постройки сохранилось до наших дней. В последнее время доступ в него открыт только в летний период, когда в Солнечное приезжает много пассажиров. А деревянный навес рядом с вокзалом был разобран (скорее всего, по причине ветхости) в начале 2000-х г.г.

Ещё с довоенных времён в Оллила/Солнечном существовал автодорожный переезд. Располагался он несколькими сотнями метров западнее пассажирских платформ, в створе современной улицы Танкистов, и соединял основную часть посёлка с дачным массивом, который в настоящее время называется Солнечное-2. После окончания строительства участка автодороги «Скандинавия» улицу Танкистов продлили за территорию посёлка Солнечное-2, до выхода к новой трассе, а старый переезд через ж. д. пути закрыли. Вскоре он был полностью демонтирован. Произошло это во второй половине 1980-х г.г.

Вид с пассажирской платформы в сторону Репино. Фото: Д. Верёвкин, 17.04.2015 г.

Вид с пассажирской платформы в сторону Белоострова. Фото: Д. Верёвкин, 17.04.2015 г.

Крытый пешеходный мост. Фото: Д. Верёвкин, 17.04.2015 г.

Вид с пешеходного моста в сторону Белоострова. Фото: Д. Верёвкин, 17.04.2015 г.

Вид с пешеходного моста на вокзальное здание. Фото: Д. Верёвкин, 17.04.2015 г.

Вокзальное здание. Вид сбоку. Фото: Д. Верёвкин, 17.04.2015 г.

 

Вокзальное здание. Вид с Зеленогорского шоссе. Фото: Д. Верёвкин, 17.04.2015 г.

Вокзальное здание. Табличка с названием остановочного пункта. Фото: Д. Верёвкин, 17.04.2015 г.

 

Использованная литература:
1. Termonen Teuvo. «Junalla Pietarista Kivennavalle». Saarijärven offset OY. Saarijärvi, 2008.
2. Iltanen Jussi. «Radan varrella. Suomen rautatieliikennepaikat». Affecto Finland OY. Helsinki, 2009.
3. Rasehorn Hannu. «Pietarin rata 125 vuonna». Lahti, 1996.
4. «V.R. ratapihat ja pituusprofiilit». Helsinki, 1923.
5. Гараева Р.Н. «Солнечное-Оллила-Раяйоки. История и современность». СПб, 2007 г.

/ Описание подготовил Д. Верёвкин, последнее обновление 23.11.2016 г. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)


 

Rambler's Top100 page counter

© terijoki.spb.ru 2000-2017 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.