Железная дорога:Вокзалы : Шувалово

Шувалово.

 

Вокзал построен в 1898 году по проекту финского архитектора Бруно Гранхолма.

Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово
Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово

Сохранились элементы внешнего декора - навес со стороны путей, часы в раме под навесом, навесы над дверьми со стороны привокзальной площади. В станционном зале сохранились печи, покрытые изразцами, и наборный дубовый потолок.

Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово
Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово
Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово
Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово
Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово
Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово
Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово
Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово
Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово Вокзал Шувалово
Вокзал Шувалово    

 

Из статьи В. Н. Свешниковой "ЛИНИЯ РИХИМЯКИ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ФИНЛЯНДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (от Санкт-Петербурга до Белоострова)":

Первым (из старых деревянных вокзалов, прим. ред.)был перестроен вокзал в Шувалове по проекту Грангольма 1898 года. Это двухэтажное каменное здание, планы и объем его строго симметричны. Фасады выполнены облицовочным кирпичом: основное поле стен - красным кирпичом, детали - обрамление окон, горизонтальные тяги, основной венчающий карниз на кронштейнах, щипцы окон мансардного этажа - розоватым. Карниз всего здания - на одном уровне, только окна мансардного этажа в поперечных торцовых корпусах перерезают его, являясь активным архитектурным элементом. На кровле центральных частей - ряд слуховых окон чердака. Архитектура здания несколько суховата и многословна, но представительна.

Со стороны вокзальной площади по центру - гранитная в три ступени лестница со входами в проходной зал с общим металлическим кованым козырьком и такими же козырьками над входами боковых ризалитов. По всей ширине фасада со стороны перрона сделан навес по металлическим фермочкам на шести чугунных колонках. Цоколь гранитный. Водосточные трубы прямоугольного сечения. Впрочем, как и на всех последующих станциях. Слева у здания вокзала - одноэтажный павильон для кладовой и туалетов. В их архитектуре использован мотив мансардных окон станции.

При станции - жилой двухэтажный дом на подвалах. Первый этаж каменный. Второй этаж деревянный, обшит вагонкой с фигурными кронштейнами в плоскости стен под карнизом. Окна обрамлены накладными рейками, что создает своеобразный национальный колорит. Кровля с переломом, в которую вкомпонованы чердачные окна. Два входа на заднем фасаде с гранитными ступенями крылец лестничных клеток в ризалитах. Службы-сараи деревянные на шесть небольших помещений.

Следует объяснить, почему объектом первой перестройки и расширения станций стало Шувалово. В 1894 году сюда подошла самостоятельная частная ветка Приморской (Озерковской) линии (современная часть детской Октябрьской железной дороги), соединившей Озерки - Шувалово с Сестрорецким курортом и проходившей через станции Графская (Коломяги) и Скачки, где зимой был ипподром. Между станциями Озерки и Графская - платформа "Садки", где зимой и летом на "Коломяжском садочном дворе" были садки борзовых собак, станция Новая деревня на Черной речке со множеством злачных и увеселительных заведений - знаменитая "Минерашка" (Заведение искусственных минеральных вод) с ее спектаклями, концертами, дивертисментами, фейерверками, "Вилла Роде" (бывшая дача графини А. П. Голицыной), "Аркадия", "Ливадия - Кинь - Грусть", "Болибержар", ресторан "Славянка" и прочее.

В 1898 году на Черной речке на землях коменданта Петропавловской крепости был открыт Комендантский аэродром с его знаменитыми авиационными неделями. Станция Шувалово расположена у живописных берегов Суздальского озера, "в то время застроенных множеством красивых дач с садами, куда летом переселялись петербуржцы с семействами, чтобы надышаться свежим воздухом и насладиться жизнью почти деревенскою".

На озере у вокзала была пристань, которая принимала пароходы, согласно с расписанием поездов перевозивших приезжающих дачников на противоположный берег озера, тоже застроенный множеством дач, и к имению графа Шувалова. "Виды здесь красивейшие вдоль всей железной дороги от Санкт-Петербурга до Гельсингфорса. Вдоль пути сплошные леса", - читаем мы в путеводителе того времени.

Это "блоковские места" и места, связанные со многими известными именами, вошедшими в историю нашей культуры. Здесь сохранился станционный жилой дом (ул. Чистяковская, 1а), слева от него было здание Озерковского вокзала, где бывал Блок. В его дневниках читаем: "Едем на Финляндский вокзал, с Удельной едем в Коломяги, оттуда в Озерки, проходим над озером, пьем кофей на Приморском вокзале, возвращаемся трамваем".

"Еду в Озерки. Поезд из П-да в 8.35. Что-то будет?"
"Весь день в Шувалово - снег и солнце - чудо!"

В стихотворении "Незнакомка", написаном в 1806 году, ясно угадываются обстановка и атмосфера этих мест того времени. "Весело удрать в Шувалово и выкупаться. За озером - "сияй, сияй мне дальний край, бедному сердцу вечный рай!"[10]

Как отмечает Ф. Раевский в путеводителе "Петербург с окрестностями", "Удельная, Озерки, Шувалово были веселые дачные места с театрами, танцами, катанием на лодках по озерам". Здесь же, у станции Шувалово, возник так называемый Новый шуваловский театр с концертными и кинозалами, рестораном и садом купца Дыренкова. У озера на Церковной горе - кладбище, существовавшее с незапамятных времен. В 1758 году была построена деревянная церковь на средства графа П. И, Шувалова[1]. Она сгорела в 1792 году, но тогда же была отстроена его вдовой Е. П. Шуваловой новая на 40 сажен ближе к селу. В 1884 году церковь пришла в ветхость.

Существующая ныне каменная церковь Спаса Нерукотворного, заложенная в 1876 году и построенная рядом с деревянной часовней на средства крестьян и отчасти дачников по проекту инженера-архитектора К. А. Кузьмина, была освящена 8 сентября 1880 года[13]. По проекту того же зодчего в 1885 году построили деревянную часовню Александра Невского. В 1880 году между Парголовым 2 и 3 по решению Парголовского сельского общества на общественной земле была возведена каменная часовня в память о 19 февраля, ознаменовавшем вступление на прародительский престол и благополучное 25-летнее царствование государя императора Александра Николаевича[1].

 

Исторические заметки

1. Газета "Речь", 30 июня (13 июля) 1906 года, №113

28 июня на вокзале ст. Шувалово финл. жел. дор. произошел такой случай. В помещении вокзала появился пьяный субъект и стал бесчинствовать. Между прочим, он громко заявил, когда сторож стал его выпровождать, что 6-го июля будет устроен погром, почище белостокского. Спустя некоторое время, он вновь появился на вокзале, разлегся на скамейке и уснул. Случайно у него из кармана вывалился револьвер-Браунинг. Начальник станции заметил это и пригласил дежурного жандарма. Пьяный субъект был разбужен и на вопрос жандарма, кто он такой назвал себя и представился агентом охранного отделения. Жандарм усомнился и справился по телефону. Получив подтверждение верности заявления субъекта, жандарм отпустил его.

 

/ Исторические фото предоставлены А. Самарцевым и М. Браудзе, современные фото А. Браво (декабрь 2003 г.).
Публикация заметки из газеты "Речь" за 1906 г. подготовлена И. Лапиным.
Последние изменения от 05.09.2013. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)





 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.