Железная дорога:Вокзалы : Удельная

Удельная.

 

Первоначальное здание вокзала в Удельной было деревянным и было построено по проекту архитектора Вольмера Вестлинга. Обратите внимание, что название станции на здании вокзала (второе фото) написано на двух языках. Это связано с тем, что хотя Удельная находилась на российской территории, управление железной дороги находилось в Гельсингфорсе (Хельсинки), вся документация была на финском языке и персонал состоял преимущественно из финнов.

Вокзал Удельная
Вокзал Удельная Вокзал Удельная

В 1915 году по проекту архитектора Бруно Гранхолма было построено новое каменное здание, которое служит пассажирам до сих пор.

Вокзал Удельная
Вокзал Удельная Вокзал Удельная Вокзал Удельная
Вокзал Удельная Вокзал Удельная Вокзал Удельная

Из статьи В. Н. Свешниковой "ЛИНИЯ РИХИМЯКИ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ФИНЛЯНДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (от Санкт-Петербурга до Белоострова)":

В 1914 году дошла очередь для переустройства путевого двора и станционных зданий станции Удельной. Удельное ведомство отказало в продаже земель для расширения станции. Это обстоятельство вынудило снести жилые здания для служащих станции и другие постройки на ее территории.

Удельная того времени была причислена к пригородам, а не к дачной местности, поэтому "предполагалось, что движение в летнее время не будет больше, чем в праздничные Рождественские дни" и что "на переезде, когда улица находится в одном уровне с полотном, с учетом, что сортировка вагонов будет происходить с 2 до 6 часов, а также при наличии шлагбаума опасности и препятствий для уличного движения не будет".

В 1914 году был составлен проект реконструкции станции Финским управлением Финляндской казенной железной дороги. Автором проекта станции был финский архитектор Бруно Грангольм. Сравнивая проект с осуществленным зданием вокзала, можно заключить, что проект был полностью реализован.

В 1915 году форсируется вопрос о незамедлительной постройке сортировочных путей на станции Удельная в связи с военными действиями. В телефонограмме Гельсингфорскому управлению железных дорог от Петербургского управления железных дорог во исполнение приказания Главнокомандующего фронтом предлагалось "немедленно приступить к устройству парка путей на станции Удельная с отчислением расхода на военный фонд".

Здание вокзала было построено двух-трехэтажным на подвалах и высоком гранитном цоколе. Все фасады его симметричны относительно своих центральных осей.

Со стороны города в центральной части фасада - широкая в восемь гранитных ступеней лестница с входом под железобетонным навесом, ведущая в зал с выходом на перрон. Плоскость стены декорирована лепниной геометрическо-растительного характера, в композицию которой включены чердачные окна. По центру фланкирующих ризалитов выделены вертикали оконных проемов лестниц с балконами. Углы ризалитов закреплены мощными в два этажа объемами. Они напоминают крепостные башни, и это впечатление подчеркнуто завершением их прямоугольными зубцами. Боковые фасады - с группировкой прямоугольных окон в трех уровнях. На первом этаже основное поле стены - фактурная штукатурка с вертикалями гладких лопаток, сочетающихся с гладкими стенами второго этажа.

Со стороны перрона на всю ширину фасада - железобетонный навес. Фасад завершен башенкой со шпилем, под ним - стилизованная ионическая капитель.

Станция Удельная решена в стиле северного модерна. Поражает разнообразие творческих приемов архитектора, масштабность их звучания, умение найти формы и средства для их выражения, профессионализм.

/ Исторические фото предоставлены А. Самарцевым и М. Браудзе, современные фото А. Браво (декабрь 2003 г.)
Материал подготовлен в 2000-е гг. Последнее обновление: 19.03.2009 г. /

 

Дмитрий Верёвкин. Воспоминания о железнодорожной станции Удельная

Эти заметки были написаны в апреле 2016 года по просьбе одного из посетителей нашего сайта, интересовавшегося историей исчезнувших и заброшенных железнодорожных объектов, и предполагавшего создать собственный интернет-ресурс по этой тематике. Получилось ли у него задуманное, - не знаю, но со временем я решил опубликовать свои воспоминания на страничке станции Удельная железнодорожного раздела нашего сайта для того, чтобы с подробностями технического развития этого раздельного пункта смогли ознакомиться все желающие. Первоначальный текст, представляющий собой фрагмент из личной переписки с использованием стиля разговорной речи, подвергнут перед публикацией лишь незначительной авторской правке.

В советское время Удельная была нормальной полноценной станцией с боковыми путями и местной грузовой работой. В станционных горловинах даже стояли колонки МУ (местного управления), с которых главный кондуктор сборного поезда при производстве манёвров управлял стрелками и светофорами (их чёрные корпуса простояли до конца 1990-х г.г., в последние годы изрядно раскуроченные). На станции было два длинных боковых пути – 3-й и 4-й, и один короткий – 5-й. Въехать на него, и затем отправиться далее поездным порядком можно было только в нечётном направлении (от С.-Петербурга), через 3-й путь. В чётном направлении (к С.-Петербургу) выходного светофора с него не было. 3-й и 5-й пути располагались с той стороны от главных путей, где вокзальное здание, а 4-й путь – с противоположной вокзалу стороны. Приёмо-отправочные пути №№ 3 и 4 электрифицированы в 1973 году, когда запускали движение грузовых электровозов серии ВЛ23 на Выборг. А главные пути №№ 1 и 2 были электрифицированы ещё в 1951 году. Кроме главных и приёмо-отправочных путей, на станции были: тупик у пакгауза и ветка на завод “Светлана”. Вот, главным образом, ради этой ветки станция и существовала. Вагоны на ветку подавал тепловоз М62 («Машка»), заезжая прямо на территорию завода. В месте пересечения заводской ветки с проспектом Энгельса имелись ручные шлагбаумы во всю ширину проспекта, изготовленные из металлических труб, а на подъездном пути – светофоры прикрытия, - основной и предупредительный к нему. Основной светофор показывал красный огонь всегда, когда движение городского транспорта по пр. Энгельса было открыто. А предупредительный к нему, стоявший перед началом крутой кривой, сигнализировал жёлтым, – подсказывая машинисту, что впереди будет красный и остановка.

Для защиты от случайного выезда железнодорожного подвижного состава на пересечение с проспектом Энгельса, со стороны станции Удельная, перед самым переездом, был уложен коротенький предохранительный тупик со стрелочным переводом, который в нормальном положении устанавливался по направлению этого тупика. Переводили стрелку в направлении переезда только непосредственно перед предстоящими манёврами. Особенно интересным было зрелище, когда “Машка” переезжала через трамвайные пути, а у шлагбаума стояли трамваи, ожидая окончания манёвров. Я такую картину наблюдал два или три раза в 1977-1979 г.г. Буквально рядом с этими шлагбаумами была и трамвайная остановка, называвшаяся “Пересечка”. Затем, году в 1980-м, её, непонятно из каких соображений, переименовали. Остановка стала называться “Нежинская улица”, хотя сама эта улица несколько дальше, чем была остановка. Ну а в 1990-х г.г. остановку и вовсе отменили. Теперь трамваи “сквозят” от Светлановской площади до Манчестерской улицы.

Рядом с переездом была башенка, где находился пост управления светофорами (шлагбаумы, напомню, были ручные). Эта башенка, построенная в едином стиле с рядом стоящим жилым домом, сохранилась до сих пор. Подъездной путь к «Светлане» и боковые пути станции Удельная начали разбирать в начале 2000-х г.г. Затем, в июле-августе 2003 года настал черёд съездов между главными путями. Их демонтаж совпал по времени с капремонтом главных станционных путей, проводившемся с целью увеличения скорости движения до 160 км/ч. А железнодорожный переезд через проспект Энгельса, оторванный от остальной сети, простоял ещё год и был разобран летом 2004 года при капитальном ремонте асфальтового покрытия проспекта. Дольше всех из элементов бывшей заводской ветки продержался предупредительный светофор к светофору прикрытия – он «нёс службу», показывая в окружающее пространство жёлтый огонь, аж до 2017 года, несмотря на то, что рельсов возле него уже давно не было…

В советское время на заводе “Светлана” был свой маневровый тепловоз серии ТГМ23 (индекс, судя по форме его корпуса, или «Б», или «В»). В 1977 году видел его через открытые ворота, он снимал с МПС-овской “Машки” вагон. Заводской тепловоз был малинового цвета и с новым (по тем временам) кузовом – таким, какой делали тепловозам ТГМ23Б и ТГМ23В. Точного его номера я не знаю.

Забирала вагоны со “Светланы” тоже ”Машка”, во всяком случае, я никогда не видел заводской ТГМ23 на отрезке между переездом на пр. Энгельса и станцией Удельная. Хотя, формально заводской тепловоз имел право выезжать до знака “граница подъездного пути”, который, помню, стоял в первой кривой от станционной площадки. Бывало ли такое на самом деле – не знаю…

По станции Удельная маневрировал почти всегда один и тот же тепловоз. В 1980-е г.г. это был М62-1618 (Шуваловский маневровый), иногда ему помогал М62-1628 (обслуживал ст. Новая Деревня и Сестрорецкое направление). В 1990-е г.г. много тепловозов сократили, и в Удельную подавал вагоны тепловоз М62-1759, работавший как на Сестрорецком направлении вместо М62-1628, так и на Удельной. Вагоны на станцию приходили самые обычные – крытые, полувагоны, платформы. Я бы не сказал, что их бывало много. Ничего такого «уникального» я здесь не видел. Кстати, из-за малого радиуса кривой «Светлановской» ветки сюда нельзя было подавать вагоны с удлинённой базой (расстоянием между тележками).

Для постановки грузовых поездов на обгон станция Удельная мало годилась – полезная длина 3-го и 4-го путей была менее нормативных для Ленинград-Финляндского отделения дороги 57 условных вагонов (1 усл. = 14 м), и не все поезда туда помещались. В-основном, 4-й путь использовался для «бросания» составов грузовых поездов по неприёму Ленинградского узла. В 1980-х г.г. несколько лет на 4-й путь выставляли электрички на зимний отстой. Но после такого отстоя приходилось заменять очень много битых стёкол (и многого другого испорченного хулиганами оборудования), поэтому в конце 80-х от этой затеи отказались.

Когда открыли станцию метро “Удельная” (1982 г.), возникла идея “обрубать” маршрут некоторых пригородных электричек по Удельной, чтобы разгрузить Финляндский вокзал. Высадив пассажиров у чётной платформы, электропоезд по съезду заезжал на 3 путь, машинист менял кабину, и выезжал затем под посадку к нечётной платформе. Но такие укороченные маршруты не пользовались популярностью, было их в суточном графике весьма незначительное количество (да и то, в основном, по выходным дням), и через несколько лет эту затею забросили навсегда.

На рубеже 1990-х – 2000-х г.г., когда стало ясно, что подъездной путь к “Светлане” больше не потребуется, станцию стали поэтапно сокращать. Сначала разобрали ветку к “Светлане” и тупик к деревянному пакгаузу. Сам пакгауз тоже был уничтожен, на его месте организовали вещевой рынок во вновь построенных павильонах. Затем сняли рельсы с 4-го приёмо-отправочного пути, чуть позже – с 3-го. Последними исчезли съезды на главных путях. Произошло это летом 2003 года. Станция осталась без единой стрелки, но с входными и выходными светофорами на главных путях.

По разным причинам, работы по замене этих светофоров на перегонные (проходные) откладывались и были выполнены лишь в 2013 году. А 26 декабря того же 2013 года станция Удельная была закрыта и переведена в разряд пассажирских остановочных пунктов на вновь организованном перегоне Ланская – Шувалово.

И ещё интересный факт из истории станции Удельная: В 1950-х г.г. здесь существовала дополнительная тупиковая ветка, которая примыкала к боковому пути № 4 с северной стороны, проходила через переезд и тянулась вдоль пассажирской платформы № 2. Скорее всего, это был тупик для выгрузки стройматериалов, так как никаких промышленных предприятий с этой стороны станции в то время не было (как нет их и сейчас). Разобрали этот тупик в 1960-е годы. Позднее на его месте, сбоку от платформы №2, был скверик с цветочными клумбами и со скамейками, потом там устроили “дикий рынок”, существующий и поныне. Помню также, что в середине 70-х г.г. на трассе бывшей тупиковой ветки, в районе между началом пути №4 и переездом Скобелевского проспекта, построили напротив вокзала временную деревянную платформу из досок и шпал, на период ремонта настоящей 2-й платформы. Поэтому какие-либо следы существования этой ветки были утрачены уже тогда, ну а теперь на этом месте построен подземный пешеходный переход, и местность изменилась до неузнаваемости.

***********

В одном километре к северу от Удельной, в створе Поклонногорской улицы, до недавних пор располагался железнодорожный переезд. А рядом с ним – дом переездного сторожа, построенный ещё в XIX веке. Благодаря тому, что в наши дни это строение использовалось как жильё, его оставили целым и невредимым, когда началось строительство Поклонногорского путепровода на замену старому переезду. Существует дом и поныне, причём содержится в достаточно хорошем состоянии. По состоянию на 2020 год это – единственное строение такого типа, оставшееся целым на участке от Петербурга до Выборга.

Железнодорожный вокзал Удельная в первой половине 1970-х г.г. Фото: М. Браудзе

Переезд в Удельной. Вид со стороны Скобелевского проспекта. Фото: М. Браудзе, 1970-75 г.г.

Станция Удельная. Вид с платформы № 1 в сторону Фермского шоссе и улицы Аккуратова. Фото: М. Браудзе, 1970-75 г.г.

Входные стрелки станции Удельная, в районе парка Челюскинцев (сейчас – Удельный парк). В сторону Ланской удаляется одиночный тепловоз серии 2М62. Фото: Д. Верёвкин, 21 ноября 1982 г.

Путевое развитие станции Удельная, общий вид из района пассажирской платформы №1. Слева за деревьями – старый пакгауз, перестроенный в 1990-х г.г. для размещения в нём вещевого рынка. Фото: Д. Верёвкин, 21 ноября 1982 г.

Схема путевого развития станции Удельная по состоянию на 1980-е г.г. В начале 2000-х г.г. все боковые пути и стрелки были демонтированы. В настоящее время Удельная - остановочный пункт электропоездов на перегоне Ланская-Шувалово

Реконструкция контактной сети на территории станции Удельная. Фото: Д. Верёвкин, 11 мая 2010 г.

Станция Удельная. «Рельсовый автобус» РА2 в бело-голубой окраске. Фото: Д. Верёвкин, 15.09.2015 г.

«Уральская Ласточка» ЭС2Г-008 отправляется из Удельной на Санкт-Петербург-Финляндский. Фото: Д. Верёвкин, 10 июня 2019 г.

Удельная. Начало строительства пешеходного тоннеля. Фото: Д. Верёвкин, 03.11.2015 г.

Удельная. Завершающий этап строительства подземного пешеходного перехода под железнодорожными путями. Фото: Верёвкин Д.Ю., 2 декабря 2016 г.

Здание железнодорожного вокзала Удельная. Вид со стороны пассажирской платформы. Фото: Д. Верёвкин, 26.09.2019 г.

Домик путевого обходчика на участке Удельная-Озерки у пересечения с Поклонногорской ул. Фото: К. Отраднов

Старые шпалы на трассе бывшей подъездной ветки от станции Удельная к заводу «Светлана». Вид от проспекта Энгельса в сторону станции. Фото: М. Дудка, 10 апреля 2020 г.

Старые шпалы на трассе бывшей подъездной ветки от станции Удельная к заводу «Светлана». Вид в сторону проспекта Энгельса. На переднем плане вместо стандартных шпал уложены более длинные стрелочные брусья - здесь была стрелка в предохранительный тупичок (располагался слева от основной линии). Фото: М. Дудка, 10 апреля 2020 г.

Башенка, где ранее был пункт управления устройствами сигнализации переезда через проспект Энгельса ликвидированной подъездной ветки от станции Удельная к заводу «Светлана». Фото: М. Дудка, 10 апреля 2020 г.

Предупредительный светофор подъездной ветки от станции Удельная к заводу «Светлана» оставался на своём месте ещё много лет после того, как сама ветка была разобрана. Фото: А.М., 18 мая 2017 г.

Предупредительный светофор подъездной ветки от станции Удельная к заводу «Светлана» продолжал сигнализировать одним жёлтым огнём даже в середине 2010-х г.г., несмотря на то, что ветка была разобрана более десяти лет назад. Фото: Р. Слюньков, весна 2016 г.

Головка предупредительного светофора подъездной ветки от станции Удельная к заводу «Светлана» крупным планом. Фото: А. М., 18 мая 2017 г.

/ ©Д. Верёвкин, апрель 2020 г. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии

1. 2020-03-24 10:13:07 Денис ()
Спасибо за статью! очень интересно!

2. 2020-04-12 13:34:20 Михаил (mail@inkeri.ru)
Насколько помню, остановка трамвая у переезда на завод "Светлана" называлась "Переезд", а до войны "Клуб им. т. Орлова" см. https://www.aroundspb.ru/maps/roads/len1933_tr.jpg

3. 2020-04-12 14:04:16 Дмитрий ()
В 1970-х г.г. остановка называлась именно "Пересечка". Очень удивляло такое название. Я регулярно бывал в этом месте, так как посещал диетическую столовую, располагавшуюся в первом этаже серого здания рядом с переездом. А с 1977 года, переехав в Шувалово-Озерки, почти каждый день приходилось ездить по пр. Энгельса на трамваях. Водители трамваев объявляли остановку именно так, как написал.

4. 2020-04-13 06:20:14 Евгений ()
В 70 годах, как минимум с 1974 остановка называлась именно "Переезд". Жил там в это время.

5. 2020-04-13 20:21:12 Дмитрий ()
Уточнить название остановки помогла бы справочная книжка, выдававшаяся водителям Ленинградского трамвая для служебного пользования, в которой были записаны трассы всех маршрутов и правильные названия всех остановок по каждому маршруту. Водители ведь сами их объявляли. Такую книжку (небольшого формата, примерно 12х15 см) мне показывал году в 1979-м знакомый водитель трамвая 55-го маршрута. Но сейчас я не представляю, где такую книжку можно было бы посмотреть. А название "пересечка" было вполне узаконенным на сети ленинградского трамвая, об этом упоминается в тексте диссертации Сергея Критского, который размещён у нас на сайте, в разделе Железная дорога/История. Вот цитата по работе Критский Сергей Валерьевич "История развития Петроградского (Ленинградского) железнодорожного узла в 1914-1941 г.г." п. 5.3 Ликвидация "пересечек" (стр. 196): "Чрезвычайно важной проблемой развития как самого Ленинграда, так и его железнодорожного узла, являлось наличие в черте города значительного количества пересечений железнодорожных путей с городскими улицами и проспектами в одном уровне - переездов, в том числе на важнейших городских магистралях, переходивших в междугородние дороги (Международный пр., ул.Стачек, Шлиссельбургский пр., пр. Карла Маркса и т.д.); на языке того времени такие места назывались "пересечками"."

6. 2020-04-14 12:10:46 Василий (vaschenko.vasili@rambler.ru)
Большое Спасибо! Очень теплые воспоминания.Особенно потому что я работал помошником машиниста в ТЧ-20 в 2003-2004 г.г.И живу рядом.Все с детства до слез знакомо!

7. 2021-01-08 19:23:18 Тамара ()
Люблю бродить по удельному парку. Недавно переехала в этот район. Так интересно! И вот как раз башенка меня заинтересовала. Теперь я знаю для чего она построена была.Отдельное спасибо за описание вокзала. Подробно и толково.Буду изучать.

8. 2021-07-24 17:41:50 Дмитрий ()
На схеме маршрутов городского транспорта Ленинграда 1974 года трамвайная остановка подписана как "Пересечка". Посмотреть карту можно по этому адресу https://www.aroundspb.ru/karty/175/len_tr_1974.html

9. 2024-01-13 15:49:39 Fylhtq ()
Cнимок 7 - не ремонт контактной сети, а реконструкция. Перезавешивание с опор, оставшихся со времён путевого развития.

10. 2024-01-13 18:46:04 Александр ()
Андрей, спасибо. Исправили.





 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.