Железная дорога:Вокзалы : Комарово

Платформа Комарово (бывш. Келломяки/Kellomäki)

Поселок Келломяки получил свое название во времена строительства железной дороги от того, что расположенный рядом колокол сигнализировал время начала, окончания работ и перерыва на еду.

Дачный поселок в Келломяки начал развиваться до того, как тут стали останавливаться поезда. Если не считать действующего с 1870 года вокзала в Терийоках, то ближайшая платформа с 1889 года была в соседней Куоккале (ныне Репино). В 1901 году железнодорожная платформа была построена и в самих Келломяках, в 1903 году в связи с ростом пассажиропотока она была преобразована в станцию. Количество проданных железнодорожных билетов свидетельствует о быстром росте Келломяки - уже в 1905 году было продано 19500 билетов из Петербурга в Келломяки и столько же в обратном направлении.

Уникальным для Карельского перешейка делало Келломяки то, что как ненаселенную местность его можно было застраивать по плану. По обе стороны железной дороги прямые улицы шли с севера на юг, выходя там прямо к берегу моря. Идущих с запада на восток, поперечных улиц было на севере несколько, на южной стороне лишь одна - шоссе. Вдоль него на высоком откосе располагались самые большие и красивые дачи, такие как знаменитая "Замок-Арфа". Южная территория была отведена под дачный поселок, тогда как коммерческая жизнь была сосредоточена на северной стороне.

Железная дорога была видным местным работодателем. Еще до времен независимости на ст.Келломяки было, кроме начальника станции, 6 должностных лиц, а также десяток станционных служащих (рабочих, линейных сторожей) и стрелочников. Рядом со станцией было большое и представительное служебное жилище начальника станции, а для штата был построен довольно большой многоквартирный дом. Служебное жилище начальника станции почти 40 лет до того, как разразилась Зимняя война, было домом для двух начальников станции и их семей: первого начальника ст.Келломяки Пауля Фредерика Александра Стенберга (Paul Fredrik Alexander Stenberg, 1865-1940), за которым, после его ухода в 1930 году на пенсию, последовал Юхо Рейно Тепери (Juho Reino Teperi). Уйдя на пенсию, первый начальник станции со своей семьей (родившей в Австрии женой Анной и дочерью Майя-Лиизой ) жил в знаменитой, сохранившейся и поныне, Вилле Гернанд ("Замок-Шишка"/Käpulinna), не очень большой, с башнями, террасами и остекленными верандами, даче, весь фасад которой собран из маленьких кусочков дерева, наподобие деревянной черепицы.

Станционная платформа длиной 160 метров и шириной 10 метров была излюбленным местом встреч, где помимо пассажиров были провожающие, а также просто местные жители.

Платформа Комарово/Келломяки (Kellomäki). Дореволюционная фотография

Пауль Фредрик Александер Стенберг с работниками железнодорожной ст. Келломяки

После выхода на пенсию в 1930 г. П. А. Стенберг жил с семье на вилле «Шишка»

Литература:
1. Дипломная работа высшего профессионального училища Тампере о пос.Келломяки, автор Ева-Кристина Мяккеляйнен (Eva-Christina Mäkeläinen), сс.29-49, перевод А.К.Молчанова.

******************

К началу 1920-х г.г. на станции Келломяки, помимо двух главных путей, имелось ещё три боковых приёмо-отправочных, а также один короткий погрузо-выгрузочный тупик. Боковые пути располагались единой группой к югу от главных (т.е., со стороны современного Зеленогорского шоссе), а по отношению к вокзальному зданию - на восток от него, в сторону Куоккала (соврем. Репино). Тупик располагался рядом с вокзалом, также с восточной его стороны. Такое путевое развитие станции Келломяки, по всей вероятности, сохранялось в течение всего периода 1920 – 1940 г.г.

После окончания Великой Отечественной войны надобность в дальнейшем сохранении имевшегося (с учётом возможных повреждений в период боевых действий) путевого развития станции Келломяки отпала, и на ней оставили только два главных пути, демонтировав все стрелочные переводы. Раздельный пункт превратился из станции в блок-пост, разграничивающий движение попутных поездов в каждом из направлений. Вскоре блок-пост Келломяки получил новое название Комарово, по фамилии известного учёного-ботаника. Переименование произошло в 1948 (по другим данным – в 1949) году. А в 1966-67 г.г., после оборудования участка Белоостров – Зеленогорск автоблокировкой, блокпост был закрыт и превратился в остановочный пункт пригородных электропоездов.

На протяжении более ста лет в западном конце станции Келломяки/Комарово существовал автодорожный переезд. Но после окончания строительства путепровода в районе соседнего остановочного пункта Репино, переезд был закрыт, невзирая на протесты местного населения, и превращён в пешеходную дорожку со звуковой и световой оповестительной сигнализацией. Точная дата закрытия движения автотранспорта по переезду – 2 октября 2017 года.

Историческое вокзальное здание станции Келломяки было утрачено во время боевых действий декабря 1939 года. Новый пассажирский павильон построили здесь не позднее 1950-51 г.г. по типовому проекту, аналогичному соседним пассажирским зданиям в Репино и Солнечном. На стене, обращённой к железнодорожным путям, размещена мемориальная доска академику В.Л. Комарову, в честь которого была переименована станция.

Электропоезд ЭС1-001 «Ласточка» сообщением СПБ-Зеленогорск отправляется от платформы Комарово. Фото: Д. Верёвкин, 18 апреля 2017 г.

Пассажирское здание остановочного пункта Комарово в цветовой гамме 2021 года. Фото: Д. Верёвкин, 18 мая 2022 г.

Остановочный пункт Комарово. Мемориальная доска на вокзальном здании. Фото: Д. Верёвкин, 18 мая 2022 г.

Остальные фото станции Келломяки/Комарово можно посмотреть в нашей галерее.

/ Последнее обновление: 19.06.2022 г., подготовил Д. Верёвкин. /

 

Платформа Канерва (Kanerva)

Этот основательно забытый в наше время остановочный пункт располагался на восточной окраине посёлка Келломяки (Комарово). Работы по его строительству велись в 1913 году, и одновременно с посадочными платформами тут появилось также здание для пассажиров. Официальное открытие остановочного пункта Канерва состоялось уже в 1914 году, 1 июня, приуроченное к началу летнего сезона. Новая платформа, административно относящаяся к станции Келломяки, разместилась ближе к Санкт-Петербургу и предназначалась, главным образом, для удобства петербургских дачников. В то время на восточной окраине посёлка Келломяки дома стояли ещё довольно редко, и платформу построили с перспективой дальнейшей застройки этой территории дачами. Название Канерва переводится с финского как «вереск» и было дано потому, что в окрестных сосновых лесах действительно росло много вереска.

После революции 1917 года значение остановочного пункта снизилось, однако он продолжал функционировать. Когда осенью 1939 года возникла угроза советского вторжения и население этих мест отправилось в добровольную эвакуацию, было решено с 1 декабря того же года перевести платформу Канерва в разряд остановочных пунктов без персонала (Seisäkki). Но этим планам не суждено было осуществиться, так как территория перешла под контроль советских войск.

Остановочный пункт Канерва в 1910-е годы. Грузовой поезд следует в сторону Российско-Финляндской границы

Остановочный пункт Канерва на финской топографической карте 1930-х г.г.

Пешеходный переход на территории посёлка Комарово. В полукилометре от него в сторону Репино и находилась когда-то платформа Канерва. Фото: Д. Верёвкин, 10.05.2011 г.

По завершении Зимней войны в марте 1940 г. деятельность остановочного пункта не возобновлялась. К настоящему времени никаких следов платформы Канерва на местности не сохранилось. Район её расположения можно увидеть, встав на пешеходный переход через ж.д. линию в створе улиц Кривцова и Отдыха. На расстоянии около 500-600 м в сторону Санкт-Петербурга, в узком коридоре между двух высоких «аллегровских» шумозащитных экранов, и будет та самая точка, где сто лет назад высаживались из дачных поездов состоятельные петербуржцы. На территории посёлка эта точка соответствует пересечению улиц Громыхалова и Привокзальной.

Описание подготовил Д. Верёвкин, последнее обновление 03.11.2016 г. При подготовке материала использованы сведения, опубликованные в книге: J. Iltanen. «Radan varrella. Suomen rautatieliikennepaikat». Karttakeskus/Affecto Finland OY, 2009.

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии

1. 2018-01-07 02:06:29 Александр Панов (thpanov@mail.ru)
Возможно, что я ошибаюсь, но мне кажется что станция Канерва была расположена на пересечении улиц Привокзальной и Васильева. Почему я так думаю? Я очень долго жил в Курортном районе Спб (по нынешнему) и в частности в Комарово и Репино, много исходил пешком и обьездил на велосипеде, мопеде, мотоцикле, машине... В указанном мной месте был древний довольно мощный ленточный фундамент, опять же Привокзальная улица имеет там искривление, что указывает на наличие какого то строения между нынешней Привокзальной улицей и ЖД путями. Сейчас там установлена мачта сотовой связи, поэтому остатков фундамента не найти. Возможно, я ошибаюсь. С уважением, Александр.

2. 2018-01-07 11:51:06 Александр ()
Уважаемый Александр, Вы ошибаетесь. Расположение платформы Канерва четко показано на приведенном здесь фрагменте финской довоенной карты, она находилась чуть дальше того искривления нынешней Вокзальной улицы (если идти от Келломяк), о котором Вы пишете. Это искривление было еще до появления пл. Канерва и показано, например, на карте Келломяк 1913 г. - http://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php?mfx=map_Kellomaki_1913&sc=5 . Я думаю, что в этом месте находился домик путевого обходчика.

3. 2018-01-07 14:22:52 Д. Верёвкин ()
Уважаемый Александр! На искривлении нынешней Привокзальной улицы, у пересечения с улицей Васильева, действительно был служебный жилой дом железнодорожников. В 1976 г. я часто его видел, когда проезжал мимо на велосипеде по дороге в пристанционный магазин за продуктами (в то лето мы снимали дачу в Ленинском). Но в 1980-е г.г., скорее всего, после 1985 г., жильцов этого дома куда-то переселили, а потом исчезло и само здание. Вот откуда взялся здесь ленточный фундамент. Дом, аналогичный снесённому в Комарово, до сих пор сохраняется на 26 км перегона Левашово-Белоостров, у самой окраины посёлка Дибуны. Другой похожий дом стоит (пока ещё) у самой платформы в Дибунах, но он давно расселён и дни его сочтены.

4. 2023-04-10 00:20:56 Дмитрий Бородин ()
Тот дом, якобы железнодорожников, на изгибе Привокзальной - был населен странными людьми с очень злой собакой, которая на всех нападала. В 1985 он еще был. Потом он просто сгорел, чему все радовались, а остатки снесли, вот и все. На фундаменте еще долго росла клубника





 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.