Rambler's Top100 page counter

02/08/02. Мейерхольд. 90 лет назад в Терийоки.

7 марта 1942 года, более 60-ти лет назад, погиб в сталинском лагере (но, возможно, что расстрелян еще в 1940 году) замечательный режиссер, новатор русского театра Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Он родился в Пензе, в семье обрусевших немцев. С самого возникновения Московского Художественного театра в 1898 году стал его актером, потом работал в провинции, а в 1920 году основал в Москве собственный театр, носивший его имя.

Он поставил "Клопа" и "Баню" Маяковского, "Мандат" Эрдмана, "Лес" Островского, "Ревизор" Гоголя, "Горе уму" (по грибоедовской комедии "Горе от ума"), "Даму с камелиями" Дюма и другие спектакли. Для театра строили новое здание - как вдруг в 1938 году Сталин растоптал театр, Мейерхольда арестовали, его жену, актрису Зинаиду Райх, зверски убили у нее на квартире. Здание, которое строилось для Мейерхольда, превратили в концертный зал имени Чайковского - об этом мало кто помнит сегодня.

90 лет назад Санкт-Петербургское Товарищество актеров открыло летний тетральный сезон в Терийоки, который вошел в историю театрального искусства. В библиотеке города Зеленогорска открылась небольшая, но интереснейшая экспозиция "Театральные сезоны - 90 лет", посвященная, яркой и трагической жизни, творчеству одного из самых гениальных режиссеров и театральных деятелей XX столетия В.Э. Мейерхольду, оказавшего большое влияние на все последующее развитие мировой театральной культуры.

В мае 1912 года, по инициативе жены Александра Блока - Любови Дмитриевны Блок был организован в Терийоки летний театр Товарищества актеров, музыкантов, писателей и живописцев, где главным режиссером был В.Э. Мейерхольд. На берегу Финского залива была арендована большая заброшенная дача, бывшая дача американского посланника Лепони, в которой и поселили участников Товарищества. Виллу Лепони помнят многие зеленогорцы старшего поколения - это бывший ресторан "Жемчужина" (он находился напротив нынешнего ресторана "Олень"). К сожалению, эта дача сгорела после войны.

Открытие театрального сезона состоялось 9 июня пантомимой "Арлекин - ходатай свадеб" в постановке Мейерхольда и две интермедии Сервантеса (режиссер В. Соловьев). М. Бабенчиков в московской "Новой студии" писал: "Обстановка, упрощенная до крайности, пестрота костюмов, в которых преобладали коричнево-красноватый, желтые и зеленые тона, декорации, написанные Кульбиным - все это, согласно общему замыслу театра, должно было создавать подходящую оправу для наивного, яркого, несколько буффонадного характера итальянской комедии". Главной постановкой мейерхольдовского театра стала постановка пьесы шведского драматурга Августа Стринберга "Виновны-невиновны". Эта пьеса в то время была запрещена в России и поставить ее вне Финляндии в то время было невозможно. Поэтому спектакль собрал множество зрителей, а также на премьеру приехала из Швеции дочь Стринберга. Сразу после спектакля Александр блок, который до этого относился к творчеству Мейерхольда несколько скептически, сказал: "Тут Мейерхольд временами гениален". Дочь Стринберга была взволнована и все спрашивала: "Неужели такая замечательная постановка не будет показана в Петербурге?" Репертуар, с которым выступало Товарищество, был достаточно разнообразным: веселые комедии, серьезные драматические пьесы, концертные номера, пантомимы, чисто экспериментальные постановки. Мейерхольдом и В. Соловьевым были поставлены пьесы Б. Шоу "Доходы миссис Уоррен" и "Ни за что бы вы этого не сказали", интермедии Сервантеса, комедии Уайльда и др.

Спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона "Поклонение кресту" Мейерхольд хотел поставить в имении "Мариоки" писательницы М. В. Крестовской на Черной речке. Здесь был прекрасный фруктовый сад, от дачи вниз в сторону Финского залива спускалась большая лестница, которая должна была стать сценической площадкой. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, "при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения". Но спектакль не состоялся, так как на его постановку просто не могли выкроить времени.

Говоря о значении териокского театра, резонно привести слова из статьи Михаила Бабенчикова: "Не создав за недолгое свое существование каких-либо новых незыблемых основ для будущей сцены, молодой театр, удел которого был обрабатывать материал, там не менее многим помог дальнейшему развитию сценических форм".

/ Наталья Русакова /


An ERROR has occured!

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

ОБЯЗАТЕЛЬНО - введите символы с картинки - цифры и латинские буквы.
Регистр не имеет значения - вводите маленькие буквы.
Цифра ноль - всегда перечеркнута.
Если не можете прочесть - перезагрузите страничку.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)   

   Содержание:


© terijoki.spb.ru, 2000-2009