Rambler's Top100 page counter

ЖЕЛЕЗЯКА

Прочитав в предыдущем номере статью о железной дороге, я хочу продолжить наболевшую тему неудовлетворительной работы железнодорожного транспорта, скорее не как журналист, а как человек, который ездит этим самым видом транспорта уже порядка 15 лет. И честно говоря, начать свою статью о легендарной работе Октябрьской железной дороги хочу с уже известного вопроса: "Как долго?!"

Часть 1. ОТЪЕЗД.

Каждое вечернее возвращение домой в Зеленогорск для меня, как, думаю, и для другого постоянного пассажира железной дороги, заканчивается процедурой переписывания отмен в расписании на следующие дни. Чтобы утром удалось уехать из города по назначению.

Если же не сделать это вечером, то утро начнется с головной боли - придется звонить в 055, ждать, когда ответят, а потом платить 5 рублей за звонок. Но эта телефонная справка, слава Богу, тоже не раз меня выручала.

Теперь я хочу публично попросить прощения у всех начальников железной дороги за то, что мой рабочий день начинается не в 9.00, а в районе 11-12 утра, что делает меня таким неудобным и вечно жалующимся пассажиром. Ко мне, к их великому ужасу, могут присоединиться студенты, отбывающие в Петербург к поздним занятиям, пенсионеры, не желающие подниматься в 6 утра по причине возраста, дети с родителями, уезжающие к спектаклям во второй половине дня и тому подобные недовольные работой железной дороги господа.

Все дело в том, что да, железная дорога более-менее стабильно работает, но только до 9 утра и после 17-18 вечера. Не сомневаюсь, что кто-то в ответ мне скажет, что и этого довольно.

Но!.. Почему-то иногда хочется уехать и в то время, когда самому себе удобно. Просто и без нервотрепки.

А чтобы не быть голословной приведу некоторые примеры прохождения электричек мимо станции Зеленогорск, показывающих виртуозную работу этого транспорта:

14 августа 2001 года. Между электричками 12.10 и 12.45 по уже отменам в расписании вдруг проходит выборгская электричка на 10.29. По каким местам она ехала три часа от Выборга до Зеленогорска - никому не известно.

24 сентября того же года - та же электричка на 10.29, согласно расписанию, вообще не появилась.

Два примера на статью, конечно, маловато, но список "волком съеденных" электричек всегда продолжить можно, без всякого сомнения. И, думаю, у многих зеленогорцев найдутся в памяти достойные примеры исчезновений и прочих недомоганий этого вида транспорта.

Здесь можно лишь подумать о том, что у руководителей железной дороги даже и мысли не возникает, что пассажиры пропавших и опоздавших поездов спешат на работу, или у них могут быть в пункте назначения другие неотложные дела? Понятное дело, прогнать пару товарняков с топливом или лесом гораздо интереснее, чем доставить вовремя обыкновенного пассажира.

Часть 2. ПРИБЫТИЕ

Как уже написано выше, сесть в электричку строго по расписанию можно где-то после 18. Но найдется ли в Зеленогорске такой человек, которому хоть однажды не пришлось ночевать у друзей или того хуже, бродить по Петербургу, опоздав на последнюю электричку?

Можно подумать, что сам он в этом виноват, но бывают в жизни несчастного пассажира такие постыдные моменты, как, например, увлечение театром или музыкой. К чему это? А вот к чему:

Как известно последние электрички от Финляндского вокзала в летнее время уходят по следующему расписанию: 23.15, 0.08 и 0.45, причем последняя обладает пометкой КСВ, что означает - по субботам и воскресеньям ее нет. Посчитаем, во сколько может закончиться среднестатистический спектакль в театре, концерт в концертном зале и прочие развлечения (клубы тут даже не рассматриваем).

Например, концерт в СКК. Начало - 19.00. Нередко концерт на часок задерживается, значит, начинается в 20.00. Длится он в среднем 2 с половиной часа. Итого: в 22.30 вы начинаете путь от СКК до метро "Парк Победы". Это минут 20. Поездка в метро до "Удельной" - примерно 45 минут. Итого, на "Удельную" вы прибываете в районе 23.40. Что замечательно - отбудете восвояси на 0.14.

А что будет, если чуть-чуть замешкаться в том же СКК или дорога от театра до вокзала - не единая прямая линия метро?

Поясню, что я не за то, чтобы электрички ходили до четырех утра, я за то, чтобы не отменяли по выходным дням электричку в районе 0.45. Вполне естественно, что на уик-эндах человек желает отдохнуть, расслабиться и посетить приятное место без мысли, что надо бежать сломя голову на поезд и опять придется недосматривать спектакль, чтобы успеть первым в гардероб.

Из Зеленогорска же последний поезд вообще отходит в 23 часа. Так что гости особенно не засидятся, если они из Петербурга. И тут железная дорога обо всех нас подумала - гости в метро успеют и перед работой выспятся, да и хозяевам не надоедят.

Свобода перемещения - это хорошо для пассажиров, для руководства железной дороги - это изыски и мелочи, не стоящие внимания.

А что же тогда стоит их внимания?

Часть 3. ТОРГОВЦЫ

Что делают торговцы в пригородных поездах, и откуда взялась эта креативная идея, - одному Богу известно. Помню еще те прекрасные времена, когда в электричке можно было серьезную книжку почитать или даже английский язык выучить.

Теперь же - разве только медведей не водят!

Электричный сервис сам уже похож на "медвежью услугу" - уж слишком навязчив. По мне, есть же магазины, где нужные вещи всегда можно купить, и газетные лотки на вокзалах стоят опять-таки в неограниченном количестве.

Понимаю, что всем нужна работа и, зачастую, очень кушать хочется. И все же мечтается пассажиру утром лишний часок вздремнуть, а вечером отдохнуть и собраться с мыслями. Ан нет: идут косяками то профессиональные цыгане-нищие, то торговцы, утомительно расхваливающие свои ножи для мясорубок, то музыканты, поющие не всегда приятными голосами.

Странная какая-то мода - превращать транспорт в балаган. Одно радует, что автобусы и трамваи до этого пока не додумались.

Да и, кстати, как подобный торговец налоги дорогому государству платит?

Часть 4. БЕЗБИЛЕТНИКИ И КОНТРОЛЕРЫ

Уж такой в России сложился менталитет, что на халяву и уксус сладкий. Но также известно: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Поэтому хочу привести некоторые расчеты для пассажиров, принципиально передвигающихся "зайцами" и сующих монетки в мозолистые руки контролеров.

Посчитаем же, в среднем:

Рабочая неделя - 5 дней, поездок в день на работу (учебу) и обратно - 2. Итого, если платить по десятке, то за месяц на проезд вы потратите 400 рублей. Если же по пятаку, то соответственно в два раза меньше. Льготный билет от Финляндского вокзала до Зеленогорска на месяц стоит 250 рублей. В чем же тут выгода для экономного зайца-пассажира? В том что, авось, сегодня контролеров в электричке не будет? Так ездят же они, как миленькие, с утра до вечера! Деньги "зайцев" - это же их заработок! Уж, неужели кто-то верит, будто контролер относит собранные за день без квитанций прибыли в управление железных дорог? Ну-ну!..

А теперь посчитаем, сколько имеет с безбилетников работяга-контролер за день. Хотя бы приблизительно:

С одного вагона с пяти "зайцев" он имеет 50 рублей. Вагонов в поезде, допустим, 8. Итого с поезда: 400 рублей. С двух - 800, с трех - 1200 и т.д. Думаю, что эта цифра здесь вполне занижена, ведь писала однажды одна городская газета - подобный контролер-взяточник за смену зарабатывает от 10000 рублей и выше.

Так что если кому-то врожденная щедрость позволяет заниматься благотворительностью в отношении отдельных персон и их родственников, а не вносить деньги в казну железной дороги, то вопросы по качеству работы этого транспорта должны быть сняты с повестки дня на долгие времена.

Не от хорошей ведь жизни сама железная дорога стала на вокзалах турникеты строить. Опять-таки вместо того, чтобы саму себя улучшать в других, более нужных пассажиру вещах.

Часть 5. ТУРНИКЕТЫ

Как известно, сие изобретение внедрено пока только на Финляндском вокзале и городская пресса уже писала об этом восхищенно.

Не совсем согласна с ее дифирамбами. И вот почему.

Ситуация 1. Лето, дачники, тележки.

По прибытии поезда в дачный сезон, который длится долго и упорно, весь поток пассажиров с тележками, кустами и собаками направляется, в основном, к одному из двух имеющихся выходов. Видимо, так удобнее. Естественно, давка там возникает неимоверная. Особенно у широкого турникета, где можно пройти с багажом. В обычном - самому бы протиснуться, так все ограничено! Кстати говоря, по цивилизованным меркам, подобные турникеты с металлическими трубками - прямое нарушение прав человека, так как никакая часть турникета не должна касаться тела человека (вспомните советские турникеты, от которых не один ребенок стал заикой). Турникеты с открывающимися стеклянными дверками хороши, но видимо не имеют большой популярности у транспортного начальства - уж очень нестрашно они выглядят.

Ситуация 2. Ни шагу назад!

Если у вас нет льготного проездного билета с пластиковой карточкой, а есть честно приобретенный в кассе билет с полосковым кодом, то, попав на платформу однажды и поняв, что вы забыли позвонить, то все - сидите ровно и ждите своей электрички, потому что все таксофоны находятся только в здании вокзала или за его пределами, а в районе платформ их нет. Так что если вас кто-то встречает на станции Комарово, а электричка задерживается на полчаса, то предупредить об этом уже не получится.

Как не получится и в туалет сходить, потому что один из них находится в здании вокзала за "линией доступа", а второй - в подземном переходе и тоже после турникета. И выпив пива в ожидании электрички, одно лишь остается - прыгать с платформы и орошать пути как собачка.

Вообще в районе платформ не однажды появляется ощущение пространственной клаустрофобии - никуда выхода нет, есть только дверь в электричку. И очень жаль, что "Экспресс зал N 2" впускает теперь только с Боткинской улицы - там вкусный кофе в баре и чистый зал ожидания - не такой бомжатник, как в основном здании.

Это опять-таки тонкий намек на приобретение льготного билета - хоть пластиковая карточка не впустит вас повторно на перрон в течение 20 минут, но с самим бумажным проездным ходить туда-сюда вполне реально.

Кстати, странность надписи на пластиковой карте, выдаваемой желающим к основному льготному билету, пытаюсь понять до сих пор. В то время как она с одной стороны называется "Транспортная карта" и не дает права проезда по ней без бумажного билета ("Действителен для входа на перрон и выхода с перрона"), с другой стороны на ней написано "Абонемент" и дальше: "Для проезда в пригородном сообщении на определенном участке..." и т.д. Так кто же она на самом деле, в соответствии с логикой и русским языком?

Часть последняя. КАК БЫ РЕЗЮМЕ

Вот такая она, железная дорога, глазами пассажира. И хоть кому-то она нравится, мне, честно скажу - не очень. Не раз пришлось почувствовать себя полной дурочкой на перекрестке, в надежде поймать либо машину, либо сестрорецкую маршрутку в часы отсутствия поездов.

А впереди нас ждет зима с все теми же отменами в расписании, да еще к этой беде прибавятся заледеневшие платформы и подземные переходы без электричества. Хорошо, если тот единственный станционный рабочий посыпает их песком.

Забавно, что при травмировании пассажира по дороге на работу, материальную помощь выплачивает та организация, где он работает. Если, конечно, это приличная организация. А вот если бы все наши потери, как физические, так и моральные выплачивала наша железная дорога, то, по-моему, она быстро бы осталась без рельсов.

С другой стороны - мы тоже должны ей помочь. Во-первых, как воспитанный посетитель ресторана обязан сообщить управляющему свои претензии, чтобы тот смог устранить ошибки, так и пассажир имеет право указать железной дороге ее недочеты.

Во-вторых, многим из нас совершенно не вредно подправить свой менталитет - научиться относиться к стране, как к своему большому дому и подумать, наконец, о будущем. Легче и комфортней станет жить.

Инга Комлякова

   Содержание:


© terijoki.spb.ru, 2000-2009