Статьи

Содержание

И. Лапин. Православные церкви Карельского перешейка в конце XIX века. (28.06.2009).

Нет нужды подробно описывать историю православной церкви на Карельском перешейке. Так получилось (более кратко и не скажешь), что в конце XIII — начале XIV веков перешеек был разделен на две сферы влияния — шведско-католическую с центром в Выборге и русско-православную с центром в Кореле. XV-XVI века стали временем расцвета Православия в Карелии. В самом городе Корела — центре Воскресенского Городенского погоста - в то время было три церкви и пять монастырей (и церкви при них), на территории Карельского перешейка находилось еще два погоста - Михайловской Сакульской (деревня Саккола, современное Громово) и Васильевской Ровдужской (деревня Рауту, современное Сосново)1. В конце XVI века началась череда войн (в ходе их, в частности, были разграблены и разрушены монастыри, в т.ч. Валаамский и Коневский, и многие церкви), в результате которых Карельский перешеек целиком был захвачен Швецией. Первоначально политика по отношению к православному населению была весьма мягкой, однако со временем на православную церковь стало оказываться все более сильное давление. К началу Северной войны на Карельском перешейке и в Финляндии вообще оставалось, видимо, только две православные церкви — приходская в Кексгольме (бывшей Кореле) и домовая в Выборге2.

Новый этап истории православной церкви в этих землях начался в ходе Северной войны. Сразу же после взятия Выборга в 1709 году Петр повелел устроить там церковь. В 1716 году был вновь учрежден Валаамский монастырь, в 1718-м — Коневский. В духе общей политики веротерпимости, проводимой Петром и его преемниками, ни о каком насаждении православия среди местного населения не было и речи — число прозелитов было крайне не велико - настолько не велико, что в обозрениях жизни православной церкви в Финляндии историки даже перечисляли отдельные случаи переходов из лютеранства.

Таким образом православное население перешейка складывалось из нескольких категорий. В первую можно выделить православных карел восточной части «старой Финляндии» (как называли часть страны, вошедшую в состав Империи еще в XVIII веке) - главным образом, они составляли сельский приход в Палкеала, отчасти — городской приход Кексгольма. (В целом же большинство подобных приходов было в «новой Финляндии», а не на перешейке). Прихожанами здесь были в основном крестьяне, весьма бедные, как правило, не знающие русского языка.

Вторая категория — военные и торговцы, члены их семей. Больше всего их было в Выборге — важном торговом и военном пункте, втором по величине городе Финляндии, к тому же оказавшимся под русским контролем на сто лет раньше других крупных городов Великого княжества. Третья категория — крестьяне из внутренних областей России, переселенные помещиками на земли, полученные ими в качестве имений. На перешейке было два места такого компактного проживания этнических русских — Красное Село (православная церковь появилась здесь, видимо, около 1725 года 2) и Райвола (ныне Рощино; церковь появилась здесь в 1802 году — была перенесена из близлежащей Линтулы, ныне Огоньки, где она существовала уже в 1790-м 3).

Наконец, во второй половине XIX века появилась еще одна категория православного населения Карельского перешейка, которая постепенно для этих мест стала важнейшей и благодаря которой здесь появилось множество новых православных церквей. Речь идет о петербургских дачниках, число которых особенно увеличилось после строительства железной дороги, соединившей столицу и Финляндию. Первой такой «дачной» церковью стал храм в Каукъярви (современная Каменка), построенный еще до появления железнодорожной линии — в 1853 году. В 1880 году к ней прибавилась церковь в Териоках (современный Зеленогорск), а затем — целый ряд других храмов, строившихся в основном на пожертвования самих дачников.

Хотя, как уже упоминалось, прозелитизм на территории Финляндии со стороны православной церкви практически отсутствовал, первоначально был еще один «источник» увеличения числа православных — дети от межконфессиональных браков. Для вступления в брак не требовалось переходить из лютеранства, однако разрешение на венчание давалось только при предоставлении подписки о том, что дети от этого брака будут воспитываться в Православии. (Однако после полного присоединения Финляндии финская евангелическая лютеранская церковь оказалась в этом отношении в привелигированном положении в сравнении с положением лютеранской церкви на остальной территории Империи. Закон, предусматривающий необходимость такой подписки, делал явное исключение для Финляндии; более того, для случая, когда брак заключался между коренными жителями Финляндии, закон прямо предусматривал, что дети должны воспитываться в вероисповедании отца).

Вообще, в жизни православных приходов Финляндии существовал целый ряд проблем, вызванных тем, что лютеранство фактически имело здесь статус «господствующей религии». Практика сосуществования с лютеранством привела к тому, что «внешняя» жизнь приходов проходила в соответствии с финским законодательством о лютеранской церкви и была контролируема лютеранскими же властями. При этом контроль затрагивал, например, выплату натурального оброка священнику приходом. Другой пример — вопрос приходской благотворительности: по финским законам приход мог помогать только своим членам, которыми, в свою очередь, могли быть только те, кто обладал гражданством Великого княжества; эта норма, общая и для лютеранских, и для православнях приходов, приводила к тому что многие русские обитатели Выборга не могли рассчитывать на помощь церкви, поскольку формально не являлись членами прихода. Вновь прибывшие священники часто не знали тонкостей местных законов, что приводило к различного рода конфликтам. Православным священникам были предоставлены те же права в области гражданского управления, что и лютеранским пасторам, однако принятие их (и сопутствующих обязанностей) за неимением должных знаний и умений было часто непосильно для представителей православного духовенства и к тому же входило в противоречие с каноническими предписаниями. Собственно, вообще православная жизнь в некоторых аспектах финскому законодательству противоречила — так, например, со шведских времен сохранялся закон о запрете монастырей (который, впрочем, фактом существования Валаама и Коневского монастыря делался недействительным). Существовало требование соблюдать для православных и лютеранские праздники, обязательные для всех граждан Финляндии под угрозой штрафа. (Впоследствии это требование было смягчено, например, разрешением в эти дни на торговлю и работы для православных). Наконец, были случаи и негативного отношения финнов к православным.

Другой существенной проблемой была определенная неразбериха в управлении (отдельная Финляндская епархия была учреждена только в 1892 году; до этого же церкви принадлежали Петербургской епархии и управлялись через Выборгское духовное управление, епископ же Выборгский будучи викарием Петербургским бывал собственно в Выборге крайне редко). Но самой главной сложностью (если не учитывать «дачные» общины) была большая бедность приходов, вызванная малочисленностью и социальным составом прихожан. В качестве примера приведем описание состояния дел Кексгольмского прихода данное в книге «Православная церковь в Финляндии» 4:

«К Кексгольмскому собору принадлежат три часовни: две старых и одна новая; в двух из них стекла побиты, от одной потерян и ключ, а между тем время ее построения относится к 1740 году и в качестве такой древности в инославном крае, она требовала бы большего к себе внимания и почтения. В другой часовне внутри можно видеть на полу расколовшуюся икону; между тем эта последняя часовня сооружена, как значится в особой надписи, штаб и обер-офицерами русской армии (Минского полка) и здесь же, по надписи, погребен в 1812 г. унтер-офицер названного полка. Так называемая «новая» часовня не пользуется большим вниманием прихода: кроме побитых стекол, здесь бросается в глаза проломанное и неисправное отверстие, в которое опускались пожертвования, а дверь часовни прострелена пулей. Древняя крепостная церковь, упраздненная в 1836 г., совсем не охраняется, даже чрез Царские Врата свободно проходят миряне...»

Закончим на этом общий обзор и перейдем к описанию собственно православных церквей, находившихся на территории Карельского перешейка. В качестве временной отметки возьмем 1890 год, подробные данные по обеспечению приходов на который приведены в приложениях к упомянутой выше книге «Православная церковь в Финляндии». Данные по строительству церквей и авторам их проектов приведены по другим источникам.

Городские приходы

Выборгский Преображенский собор

Выборгский Преображенский собор

Выборгский Преображенский собор

Построен в 1786-1788 годах архитектором И. Брокманом на основе проекта Н.А.Львова. В соборе было два придела: свт. Николая и Божией Матери "Всех скорбящих радости", в 1795-1796 годах возведена колокольня. Перестраивался в 1863-1866 годах (арх. Г.И.Карпов). После образования Финляндской епархии в 1892 году стал кафедральным.

Причт состоял из трех священников, дьякона, 3 псаломщиков и просфирни. Прихожан в 1890 году насчитывалась 2257 человек (в 1873 году таковых было 1731), из них 304 — в школах, 1953 - по домам. Дальнейший пункт прихода находился в 40 верстах от собора, уже в сельской местности.

Причт получал жалованье из финской казны по Высочайшему постановлению от 5 марта 1883 года. Настоятелю собора полагалось 5400 марок в год, двум другим священникам — по 2400 марок, дьякон получал 1600 марок, псаломщики — 1100, просфирня — 300.

Важной частью обязанностей приходов было организация обучения детей Закону Божию. Выборге было три русских школы: русская народная школа, русская женская гимназия Министерства народного просвещения, реальное училище, в них обучались 284 ребенка. Кроме того «православные исповедники» были и в лютеранских школах — Шведском и Финском лицеях, Шведской женской гимназии — однако число их было не велико, всего 20.

Выборг был центром православной жизни Финляндии. В 1885 году по инициативе местного духовенства здесь было организовано Финляндское православное Братство═Святых Сергия и Германа, специализировавшееся на распространии духовной литературы на финском языке — по небольшим ценам или бесплатно. За первые пять лет существования этим братством было издано 15 переводов (тиражи составляли от тысячи до 5 тысяч экземпляров). Также в Выборге существовала и еще одна благотворительная организация — Русско-приходской попечительный о бедных Комитет в Выборге, целью которого являлось предоставление материальной помощи тем, кто не имел права получать ее непосредственно от православной общины (см. выше).

Ильинская церковь в Выборге

Ильинская церковь в Выборге

Ильинская церковь в Выборге.

Построена в 1796 году на средства прихода, приписана к Преображенскому собору. Не сохранилась (после войны перестроена под общежитие, затем разобрана), восстановлена.

Церковь Всех Святых в Выборге.

Кладбищенская церковь, построенная в 1863-1866 годах на средства прихода (деревянная церковь была построена близ Преображенского собора, затем перенесена на кладбище), приписана к Преображенскому собору. Сгорела в 1917 году, в 1936 году была построена новая каменная церковь.

Рождественский собор в Кексгольме (Приозерск).

Был построен в 1847 году на средства Св. Синода. Был рассчитан на 288 человек. Являлся приходским центром всего Кексгольма. Причт в 1890 году состоял из священника, двух псаломщиков и просфирни. Прихожан насчитывалось 218 (из них 13 — в школах), отметим сравнительную незначительность этого прихода, находившегося в былом православном центре этих земель, его бедность, описанную выше, и резкое сокращение в сравнении с 1873 годом — тогда численность местных прихожан составляла 439 человек.

Как и в случае выборгского прихода, причт получал жалованье из финской казны. Жалованье настоятеля составляло 2400 марок, псаломщиков — 1000, просфирни — 200.

В Кексгольме была всего одна школа, где православным преподавали Закон Божий — Городская народная школа. Число православных учеников там было всего 13 человек.

Сельские приходы

Сретенская церковь в Красном Селе.

Первая церковь в Красном Селе появилась еще до 1723 года. Новая построена в 1803 году на пожертвования, была рассчитана на 434 человека. Не сохранилась (в 1895-1898 годах построена каменная церковь, которая тоже в свою очередь была разрушена в 1940 году).

Причт состоял из священника, псаломщика и просфирни. Прихожан было 1302, из них школьников — 104 (в 1873 году приход насчитывал 958 человек). Приход был достаточно мал географически — дальнейший его пункт находился в 28 верстах от центра.

Священник получал жалованье в размере 129 рублей 83 копеек — первоначально от Артиллерийского управления (на близлежащих землях располагался артиллерийский полигон), а с 1878 года — от владельцев имения кн. Ухтомского (пункт о жалованье был включен в договор о продаже).

Кроме того, от прихода причту полагался натуральный оброк рожью, овсом, ячменем, дровами. Была и подворная повинность — маслом, бараниной, птицей и зерном

Заупокойная служба в этом приходе стоила от 21 (для бобыля или торпаря) до 84 копеек (для домовладельца), за венчание брали 22 копейки.

На территории прихода было две русских начальных школы — собственно, Красноселькая народная школа, где обучалось 75 детей, и народная школа в Новой деревне (29 учеников). В последней Закон Божий преподавался светским лицом — приходскому священнику было не по силам учить сразу в двух пунктах, географически удаленных друг от друга. (Между прочим, разрешениние преподавать Закон Божий светскому лицу в каждом конкретном случае требовалось испрашивать у Синода).

Андреевская церковь в Палкеале (Замостье).
Андреевская церковь в Палкеале (Замостье)

Андреевская церковь в Палкеале (Замостье)
Фото из коллекции М. Мещанинова c caйта sobory.ru

Построена на пожертвования в 1865 году (арх. Г.И.Карпов, Н.И.Ржанов), рассчитана на 240 человек. Разрушена в 1939 году.

В причте состояли священник и псаломщик. Приход состоял из православных карел и насчитывал 1207 человек (в 1873 году — 857), из них в школах — 77, по домам - 1130. Самый дальний пункт прихода отстоял от церкви на 30 верст.

Причт получал жалованье от Св. Синода, при этом его размер определялся Финляндским Сенатом: священник получал 280 рублей в год, псаломщик — 70. Натуральный доход состоял из подворных повинностей дровами, маслом и зерном.

Заупокойная служба стоила 2 марки для бобыля, 12 марок для домохозяина. Венчание обходилось в 6 марок.

Приход был довольно многочисленен и обширен географически, но при этом беден — организовать несколько школ в разных его частях не было возможности. Поэтому здесь существовала передвижная приходская школа (опыт таких школ был перенят от лютеран) — в ней проходили начальное обучение 65 детей. Кроме того несколько православных учеников было и в лютеранских народных школах — в Рауту (5 учеников), Метсяпиртти (4 ученика), Нойсниеми (3 ученика).

Иннокентиевская церковь в Бобочино или Каукъярви (Каменка).

Этот приход часто называли «Новокирхским» по расположенной неподалеку Новой Кирке (финское селение Уусикиркко, ныне Поляны) — центре одноименной волости. Церковь была построена в 1853 году на пожертвования (в частности, чем и объясняется выбор святого, иркутского купца Огородникова, на чьем участке она и была построена), рассчитана на 120 человек. Сгорела в 1939 году. Небольшой приход состоял из петербургских дачников и насчитывал 66 человек (в 1873 — 54). Причт составляли священник и псаломщик.

Несмотря на малое количество прихожан, причт получал довольно высокое жалованье от Св. Синода: священнику полагалось 300 рублей, псаломщику — 125 рублей (это объясняется отсутствием - в силу «дачного» характера прихода - натуральных доходов у причта). Церкви с 1871 года принадлежал благотворительный капитал в 375 рублей, с которого причт получал 5%.

По малочисленности прихода договора о таксе за требы не было.

Николаевская церковь в Райволе

Николаевская церковь в Райволе (Рощино).

Первая райволовская церковь была перенесена из Линтулы в 1802 году. Новая, также деревянная, построена на пожертвования в 1878-1881 годах (арх. И.С.Богомолов). Сгорела в 1940 году.

Причт состоял из священника, псаломщика и просфирни. Прихожан насчитывалась 1365 человек (в 1873 году таковых было 1315), из них 100 — в школах, 1265 - по домам. Дальнейший от церкви пункт прихода находился в 20 верстах.

Священник получал в год жалованье в 467 рублей 55 с половиной копеек, псаломщик — 21 рубль 42 3/4 копейки. Выплата жалованья производилась из двух источников — Райволовский железноделательный завод (с 1862 года — его арендаторы) платили священнику 166 рублей 41 3/4 копейки, а с 1860 года добавилось жалованье от Интендантской управы (с 1868 года — от С.-Петербургского губернского казначейства) в размере 202 рублей 13? копейки и 99 рублей столовых. Жалованье псаломщику целиком платилось заводом. Кроме того с 1868 года существовал благотворительный капитал в 100 рублей, с которого причт получал 5%. Кроме того от всего прихода причт получал натуральное содержание мукой, гречневой крупой и свечами. Так, например, настоятелю полагалось 88 пудов 21 с половиной фунт муки (псаломщику — 67 с половиной пудов) и 1 пуд 12 с половиной фунтов свечей (псаломщику — 28 фунтов). Отличием от других сельских приходов перешейка было то, что во-первых, здесь не было никаких подворных оброков (большинство прихожан составляли с одной стороны рабочее население, с другой - дачники), а во-вторых то, что райволовский приход снабжал причт и сеном: 200 пудов полагалось священнику и 50 пудов псаломщику.

Стоит отметить, что в приходе Райволы не было установлено определенных такс за службы, плата проводилась на добровольной основе. Таких пожертвований в год было до 500 рублей.

На территории прихода были две русских школы: 1-классное училище Министерства Народного Просвещения в самой Райволе и русская школа в Териоках, под которую, кстати, финское правительство безвозмездно передало землю. В училище в Райволе обучались 79 учеников, в териокской школе — 21. Отметим, что в териокской школе Закон Божий преподавало светское лицо.

Казанская церковь в Териоках

Казанская церковь в Териоках (Зеленогорск).

Приписана к райволовскому приходу (позже выделена в самостоятельный приход). Построена на средства купца Дурдина в 1880 году (арх. Ф.С.Харламов), за что и получила прозвание «Дурдинская», и была рассчитана приблизительно на 400 человек. В 1907 году сгорела, после чего была построена новая каменная церковь, сохранившаяся до наших дней.

Для более полной характеристики экономического положения приведем описание четырех сельских приходов Карельского перешейка, которое было сделано трудами учрежденного с Высочайшего соизволения Комитета для обсуждения наилучшего устройства Православных приходов в Финляндии (также приведено в 4).

«1) Приход Райволовский: Земли ни у причта, ни при заводе, ни у мастеровых нет ни пахотной, ни сенокосной, а под домами, надворными строениями и огородами жителей селения Райволовского завода, всего 283 десятины <...>. Число прихожан Финляндских подданных ничтожно и вознаграждение причта от земельного владения последних не зависит. Квартиры для духовенства, однако, имеются.

2) Красносельский, Выборгской губ., Эврепяского уезда. Приход составляют русские крестьяне, переселенные помещиком гр. Чернышевым из внутренних губерний Империи и поселенные им на землях, подаренных ему Императором Петром I. Во владениях прихожан в настоящее время состоит всей земли 10 манталов и три вакки. Хотя по поземельной книге и генеральной карте значится церковной земли 1 1/4 мантал, но причт не пользуется этой землею, а пользуется ею артиллерийское ведомство, за что священник получает от него 394 руб., дьячек 57 руб. С усадьбы и огородов священник получает 200, дьячек 100 пуд. сена. Артиллерийское же ведомство устроило квартиры для духовенства.

3) Палкелаский, Выборгской губ. и уезда, в 60 верстах от Петербурга и в 100 верстах от Выборга. Во владении прихожан состоит 15 манталов пахатной земли и 15 манталов во владении местных мызников и фрельз. С.-Петербургский купец Русанов построил дом под квартиры духовенства. Земли под церковью, домом и кладбищем 6 десятин самой бесплодной.

4) Новокирхский, Выборгской губ., Страндазского уезда. Квартиры для причта имеются, а равно и земля, в количестве 5105 туландов, хотя и каменистая, песчаная и неудобная, почему и не обрабатывается. Количество земли у прихожан неизвестно, да их и немного и те разбросаны на большом пространстве и проживают в своих мызах не подолгу.»

Таковым было положение дел перед учреждением самостоятельной Финляндской епархии. В 1892 году первым архиепископом Финляндским и Выборгским стал Антоний (Вадковский), начался новой этап истории. В последующие годы продолжался дачный бум, вызвавший появление многих новых церквей — в Келломяках (Комарово), Пухтуле (Решетниково), Каннельярви, при санатории в Халила (Сосновый Бор), Перкъярви (Кирилловское) и др. Появлялись и церкви военного ведомства — в Выборге (церковь 7-го финляндского полка), домовая церковь в форте Ино. Иногда церкви устраивались владельцами имений (церковь в усадьбе Мариоки, церковь в имении Тертулля, церковь в Куоккала (Репино) в имении Ридигера), в имении Линтула (Огоньки) появился первый в Финляндии женский монастырь.

Большинство новых церквей было деревянными, и век их оказался краток. Некоторые сгорели от случайных пожаров, многие не пережили войны и советскую власть. Сохранились величественная новая церковь в Териоках, церковь в Халила, руины церквей Мариок и Линтульского монастыря.

Руины церкви в Мариоках

Руины церкви в Мариоках, ristikivi.spb.ru/albums/vammelsuu-marioki.html

И теперь, сто лет спустя, мы наблюдаем новый виток дачного «освоения» перешейка, и новое строительство церквей. Сколь долга будет их жизнь, нам неведомо.


1. Дмитриев А.П. История Корельской (Кексгольмской) епархии//«Вуокса». Приозерский краеведческий альманах. Приозерск, 2000-2001 г. www.kirjazh.spb.ru/biblio/karep/karep0.htm
2. Петров Л. Судьбы церкви в юго-восточной Финляндии//Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. - СПб., 1875. - Вып. IV. www.kirjazh.spb.ru/biblio/cerk/cerk0.htm
3. Карельский перешеек - земля неизведанная. Часть 1. Юго-Западный сектор: Кивеннапа - Терийоки [Первомайское - Зеленогорск]. - СПб.: 2007..
4. Православная Церковь в Финляндии: Напечатано по распоряжению г. Обер-прокурора Святейшего Синода. - СПб., 1893.

/ © И. Лапин, 28.06.2009 г. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)





 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.