Информационная справка о Лютеранской церкви

 

Лютеране, кто они

Очень часто при общении с людьми мне приходится объяснять, кто такие лютеране и в чем состоит их основное отличие от католиков и православных. В действительности ответ на этот вопрос не так уж и прост. Для того чтобы хоть как-то определиться, чем отличаются лютеране от других христианских конфессий, и какую роль они играют в современном религиозном мире, следует, прежде всего, поговорить об истории христианской церкви в целом, а также рассмотреть ее культурологическое многообразие. Учитывая тот факт, что в двух словах всю историю христианской церкви не опишешь, мы лишь отметим, что изначально христианский мир поддерживал общее единство, как восточного, так и западного епископатов. Однако уже в середине IX столетия взаимоотношения между западом и востоком кардинально изменились. Собственно говоря, это было обусловлено не столько религиозными разногласиями, сколько политическими нюансами. Восток всегда отличался от Запада. Его культура была более философична и в тоже время не лишена своеобразного рационализма, в то время как Запад был более склонен учитывать практические аспекты управления, и не утруждал себя формулированием догматов ортодоксии. Большинство разногласий 325 - 451 годов появились на Востоке, но те же самые проблемы, как правило, не вызывали сложностей на Западе. Еще одно, очень важное, различие между двумя епископатами касалось целибата (безбрачия духовенства). На Востоке всегда был разрешен брак "белого" духовенства, не принимавшего обеты монашества, а на Западе духовенству, кроме перманентных диаконов, не разрешалось жениться. Были и другие весьма не маловажные отличия. Однако, не смотря на все это, оба епископата, как Римский, так и Константинопольский, поддерживали духовное и евхаристическое общение. Наследие этого единства до сих пор прослеживается, как в Богослужебной, так и догматической практике Католического и Православного миров. В 867 году между Римом и Константинополем возникли богословские споры по поводу филиокве (filioque). Византийский патриарх Фотий обвинил Николая Римского и Церковь на Западе в ереси, после изменений сделанных в Никейском Символе веры. Затем разногласия продолжались до 1054 года, когда Михаил Керуларий, патриарх Константинополя, осудил Римских христиан за использование в евхаристии опресноков (облаток, пресного хлеба). Опресноки вошли в практику на Западе с IX века. Папа Лев IX послал кардинала Гумберта и двух других легатов в Византию, чтобы разрешить этот спор. Однако различия во взглядах были настолько существенны, что 16 июля 1054 года римские легаты возложили на алтарь в Константинополе грамоту об отлучении патриарха и его последователей. Патриарх не собирался оставаться в долгу и на соборе предал анафеме папу Римского и его иерархию. Этот первый великий раскол христианства 1054 года нарушил единство церкви. Обоюдное отлучение продолжалось до 7 декабря 1965 года, когда оно было отменено Павлом VI и Афинагором.

Главный вывод состоит в том, что до XI века христианская церковь Рима и Византии была едина.

Спустя четыре столетия в среде католической церкви начались разногласия, связанные со злоупотреблениями Римской курии. Многие католические священники и академические деятели XIV - XV столетий выступали против злоупотреблений в религиозной жизни Римско-католического мира. Торговля индульгенциями (отпущение грехов за деньги), платные частные мессы, неограниченная власть папы и симония (продажа иерейского сана за деньги) вызывали негодование многих. Это привело к тому, что в начале XVI столетия во многих европейских странах, где господствовала католическая церковь, стали раздаваться призывы к реорганизации церковной жизни (реформации). Одним из представителей движения реформации был католический священник и монах Мартин Лютер (1483 - 1546). Будучи священником, в городе Виттенберге, он изначально негодовал против торговли индульгенциями. Поэтому когда в 1517 году один из католических агентов, архиепископа Альбрехта, начал продавать индульгенции около Виттенберга Лютер публично выступил против этого. 31 октября 1517 года он вывесил на воротах церкви в Виттенберге 95 тезисов, осуждающих торговлю индульгенциями. Впоследствии Лютера предали отлучению, однако, негодование римской курией (папским самоуправством) было настолько велико, что постепенно многие католические приходы вышли из-под власти папы Римского. Именно в честь католического священника Мартина Лютера всех тех, кто поддержал его идеи, стали именовать лютеранами. Позже католические епископаты Скандинавии и Дании перестали подчиняться власти папы Римского, и перешли в подчинение королю. Поскольку власть папы более не распространялась на эти епископаты, ничто не мешало распространению лютеранства на территории Германии и Скандинавских стран. Таким образом, скандинавские католические епископы и священники постепенно стали лютеранами. Поскольку в Скандинавии реформа прошла более спокойно, чем в Германии, лютеранские церкви этих стран унаследовали традиции католической церкви без особых изменений. В отличие от немецких лютеран, в этих церквах сохранилась епископальная иерархическая система и апостольская преемственность.

В качестве изложения истинной христианской веры лютеране признают три древних христианских Символа веры: Апостольский, Никейский и Афанасьевский. Для сохранения истинного и полного единодушия в учении все церкви лютеранского вероисповедания признают лютеранские исповедные книги, написанные деятелями Реформации для правильного истолкования Слова Божьего: Аугсбургское исповедание, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы, Трактат о власти и примате папы, Краткий и Большой Катехизисы Лютера и Формула Согласия. Лютеране широко пользуются духовными трудами отцов древней церкви, а также многовековым духовным наследием всей христианской церкви в целом.

Символы веры

Лютеранская церковь никогда не отказывалась от постановлений вселенских соборов (с IV по XII столетия) и основывает свою веру на Библии и учении святых апостолов. В лютеранской церкви с уважением почитаются три Символа веры:

1.       Апостольский

2.       Никейский

3.       Афанасьевский

(Эти символы веры используются в Божественной литургии.)

Божественная Литургия (Главное Богослужение, Святая Месса)

Лютеранская церковь является литургической церковью, поскольку никогда не отказывалась от тех Богослужебных традиций, которые существовали в западном христианском мире. Таким образом, богослужение Лютеранской церкви основано на традициях католической мессы. Отличия весьма несущественны и связанны только лишь с доктринальными и догматическими положениями. Главное богослужение в лютеранской церкви совершается в воскресенье и содержит чинопоследование, которое соответствует традициям как западной, так и восточной церкви. Во время мессы священнослужители и их помощники (чтецы, пономари, катехеты) одеты в литургические облачения. Богослужебные одеяния лютеранской церкви унаследованы из католической традиции и обладают своим уникальным символизмом. Также существует традиция цветового оформления богослужебного зала и алтарного предела в соответствии с периодом церковного года. Главной частью лютеранской мессы является литургия верных (анафора), т.е. таинство святого причастия (святая евхаристия). Во время богослужения используется музыкальное сопровождение (преимущественно орган), псалмодия, антифонное пение, а также каждение в праздничные дни.

В устройстве богослужения в лютеранских церквях в разных странах допускается определенная свобода, поэтому оно не всегда может иметь один и тот же вид среди разных народов и культур. Однако в литургии, главном воскресном богослужении, обычно присутствуют: общая исповедь, отпущение грехов, чтение Св. Писания, проповедь, чтение Символа веры, Причастие (там, где оно совершается каждое воскресенье), молитвы, пение гимнов (как правило, под органную музыку).

Таинства

Многие склонны считать, что лютеране совсем не признают учения о семи таинствах церкви, однако это убеждение ошибочно. В соответствии с "Книгой Согласия" (символическая книга лютеранской церкви) учение Петра Ломбардского о семи таинствах принимается лютеранами в иной форме. Вообще вопрос о таинствах и их количестве всегда представляется камнем преткновения для богословов. В Книге Согласия очень четко отмечено, что лютеране признают три таинства. В отношении оставшихся четырех лютеранские церкви придерживаются умеренного отношения, воспринимая их как добрую церковную традицию.

Таким образом, лютеране признают как таинства:

1.       Крещение (во имя Отца и Сына, и Святого Духа)

2.       Причастие (евхаристию)

3.       Исповедь

В отношении рукоположения (хиротонии), в большинстве лютеранских церквей существует тенденция считать данный обряд очень важной вехой в жизни каждого священника и обязательным событием в жизни церкви. Поскольку совершать таинства могут только лишь призванные и посвященные священнослужители церкви, рукоположение является обязательным и важным фактом в церковной структуре и церковной жизни. Все это, так или иначе, позволяет предположить, что в лютеранском мире рукоположение можно назвать таинством, особенно в тех церквях, где присутствует епископальная система управления.

Для сравнительного анализа ниже представлены семь таинств католической и православной церквей:

1.       Крещение (во имя Отца и Сына, и Святого Духа)

2.       Причастие (евхаристия)

3.       Исповедь

4.       Рукоположение (хиротония)

5.       Венчание

6.       Миропомазание (конфирмация)

7.       Елеосвящение (соборование)

Для лютеранской церкви три последних таинства (венчание, миропомазание (конфирмация), елеосвящение) являются священнодействиями, но отличаются от святых таинств по природе.

Храмово убранство

В лютеранской церкви, как это уже было отмечено выше, присутствуют традиции западной католической церкви. Вследствие этого большинство лютеранских церквей напоминают именно католические церкви. Однако внутреннее убранство заметно отличается. В большинстве лютеранских соборов и церквей господствует простота и пространство. Поскольку лютеране не поклоняются мощам и иконам (изображениям), но почитают их, в храмовом пространстве присутствует умеренное количество картин. Однако нельзя утверждать, что лютеране полностью отказываются от употребления изображений. Во всех лютеранских церквях присутствуют картинные изображения Спасителя и апостолов. В некоторых старинных соборах, можно видеть величественное алтарное убранство. Так как лютеране придерживаются учения о таинствах, главной частью в храмовом пространстве является алтарь. Также в лютеранских храмах активно используется распятие, священный огонь (лампада) и свечи.

Заключение

В заключение можно сказать, что лютеранская церковь всячески стремится поддерживать то апостольское наследие, которое всегда присутствовало в христианском мире. Лютеране - это христианская церковь, одно из главных христианских вероисповеданий, существующих в мире. Как и все христиане, лютеране веруют в Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Лютеране признают все канонические книги Библии (Ветхий и Новый Завет) Словом Божьим, написанным святыми людьми под воздействием Святого Духа. Это Священное Писание является для лютеран высшим авторитетом, единственным источником вероучения и лучшим учебником христианской жизни.

(Статья подготовлена попечителем Евангелическо-лютеранского прихода Терийоки диаконом Александром Асоновым )

Для более подробной информации о лютеранских церквях следует обратиться по следующим адресам:

http://www.concordia.ru

http://bohm.narod.ru/books/eresy_schism.html


 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.