History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum Russian version translate to:

2. Stealthy ways of the illegal transportation

На рубеже двух исторических эпох В. И. Ленин решил создать общерусскую политическую газету социал-демократов как вернейшее средство формирования боевой революционной партии российского пролетариата. Ленин не только наметил и обосновал идейную позицию «Искры», но одновременно всесторонне продумал и в дальнейшем осуществил план нелегальной доставки и распространения в России «Искры» и ее изданий, получения необходимой информации с мест. Составные части такой организации Ленин назвал «социалистической почтой».

Искровские издания и нелегальная почта шли в Россию самыми разными маршрутами и способами. «Вообще весь гвоздь нашего дела теперь, - писал В. И. Ленин в июне 1901 года П. Н. Лепешинскому и П. А. Красикову, - перевозка, перевозка и перевозка. Кто хочет нам помочь, пусть всецело наляжет на это». Транспортная деятельность редакции «Искры» охватывала огромную территорию - от южной до северо-западной границы Российской империи.

Одним из эффективных транспортных каналов был путь из Швеции через Финляндию в Петербург. Надежные люди везли «Искру» на крестьянских подводах, морских судах, в поездах. Ее прятали в специальных чемоданах с двойным дном, в переплетах книг, альбомов, зашивали в жилеты, пересылали по почте в конвертах. Эта каждодневная работа, полная неожиданностей, риска, опасностей, требовала преданности, практической сметки, находчивости, собранности.

Териоки, как одно из звеньев сложной транспортной цепи, занимали заметное место в переброске литературы из Стокгольма, Або, Гельсингфорса, Выборга через финско-русскую границу в Петербург.

Финский путь доставки «Искры» складывался трудно, хотя еще в 90-х годах им пользовался петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Всю первую половину 1901 года В. И. Ленин и Н. К. Крупская пристально следили за налаживанием транспортировки «Искры» из Финляндии в Петербург. Они поддерживали связь с товарищем Владимира Ильича по минусинской ссылке Оскаром Энгбергом, который жил в Выборге, с рядом других «искровских» агентов. На первых порах воплощение в жизнь этого плана задерживалось. В. И. Ленин в мае 1901 года писал Николаю Бауману с глубоким сожалением: «В Финляндии ничего не налажено, хотя это тоже возможно, как уверяют с разных сторон».

Только весной 1902 года одному из агентов «Искры», соратнику В. И. Ленина еще по петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса» Ивану Ивановичу Радченко, удалось окончательно договориться об использовании пути через Финляндию. Он просил редакцию «Искры» присылать «товар». «Пиво», как в конспиративной переписке называли финляндский путь транспортировки, «начало вариться».

Переправить груз через границу из Стокгольма в Гельсингфорс - а отправляли до 10 пудов ежемесячно - было только половиной дела. Куда сложнее оказывалось принять его в надлежащих пунктах. Для этого необходимы были надежные люди, а главное - падежные склады в ближайших к границе поселках и на станциях. На Карельском перешейке вдоль железнодорожной линии Выборг - Белоостров и сосредоточивались передаточные базы «социалистической почты».

В плетеных корзинах и в плотных мешках финские товарищи перевозили «товар» из Гельсингфорса и Або в Тюрисевя, Куоккалу и Териоки. Неоценимую помощь в транспортировке «Искры» оказывали железнодорожные служащие. Под видом яблок, домашних вещей в Териоки и на другие станции направлялись ящики с нелегальной литературой. Их получали по накладным и маленькими партиями переправляли в Петербург. Но случались и провалы, жандармы установили строгий контроль по всей линии Финляндской железной дороги. Проверяли разные подозрительные грузы.

Однажды в Выборгское жандармское управление пришла срочная телеграмма из Териок от таможенного жандармского унтер-офицера: «Мустамяки корзина с товаром». Следом еще одна: «Корзина Териоки товаром. Жду». В Териоки срочно был командирован жандармский офицер. Что обеспокоило официальных лиц? Оказалось, что в Мустамяки (ныне Горьковское) с узловой станции Рихимяки поступила большая и тяжелая корзина. Получил ее неизвестный мужчина и сразу сдал в багаж до станции Териоки. Заподозрив нелегальщину, унтер-офицер сел в багажный вагон и по пути вскрыл корзину. Там оказались «преступные» издания. Владелец корзины тоже ехал в этом поезде, но схватить его не удалось, он на ходу выпрыгнул из вагона.

Багаж в Териоках задержали, весила корзина больше трех пудов и содержала 1766 экземпляров запрещенной литературы. Кроме- газет, там были книги Маркса, Ленина, Плеханова.

Уже после революции Николай Евгеньевич Буренин, умелый конспиратор и организатор многих смелых предприятий в Финляндии, вспоминал о той неудаче: «Провал был один раз, но начальник станции, финн, знавший меня, предупредил об этом, и товарищ, получавший ящик, не взял его, а переотправил в Териоки, и по нашим сведениям долго, зорко его охраняли; этот ящик пришлось нам потерять».

Многие железнодорожники не хотели помогать «блюстителям порядка» задерживать «подозрительные» грузы. Так, начальник станции Мустамяки не допускал жандармов в багажное отделение осмотреть заинтересовавший их груз до тех пор, пока не получил прямой приказ начальника службы движения. После ухода жандармов он сказал станционному полицейскому: «Не твое дело - помогать жандармам. Пусть они сами справляются».

Значительная часть литературы доходила до места назначения. В город Выборг, в Куоккалу и Териоки регулярно поступали пакеты. В Таммерфорсе пакеты с газетами часто хранились у начальника станции, а потом следовали в почтовом вагоне, где вместе с почтальоном и почтовым чиновником ездили финские студенты.

Из Териок в Петербург поступали лаконичные извещения: «Товар принят Териоках ждем завтра приказчика». Рабочие и курсистки, профессиональные революционеры и сочувствовавшие приезжали за «товаром», нагружались литературой и, подвергаясь риску быть арестованными на станции Белоостров, возвращались в столицу.

О масштабах нелегального транспорта можно судить по такому факту. В сентябре 1903 года из Гельсингфор-са в Териоки пришел багаж - 13 деревянных ящиков общим весом около 55 пудов, а в мае того же года на станцию Райвола (ныне Рощино) поступил груз весом 42 килограмма - две с лишним тысячи экземпляров «Искры». Выборгское жандармское управление, обеспокоенное деятельностью революционеров, завело специальную переписку с полицейскими учреждениями губернии и териокским ленсманом (приставом). Солидное «Дело», к которому подшивались все новые страницы, так и называлось: «О хранении в Териоках запрещенной литературы и розыске их владельцев».

В одном из донесений генерал-губернатору начальник финляндского жандармского управления генерал Фрейберг сообщал: «В настоящее время фактически установлено, что большинство русской нелегальной литературы, издаваемой за границей, поступает в империю через Финляндию и что последняя не только служит удобным путем для водворения ее в столицу, но вместе с тем местом целых складов, откуда при удобных случаях она провозится в империю».

В. И. Ленин и Н. К. Крупская, находясь вдали от России, не только были в курсе всех трудностей транспортировки «Искры», но и сами давали рекомендации, предлагали новые варианты. В письме В. И. Ленина и Н. К. Крупской в Петербург от 27 декабря 1902 года было высказано пожелание о способе перевозки финляндской литературы: «Может быть, можно устроиться со счетом пива так: пусть кто-нибудь проедет на лошадях от Териок до Сестрорецка или Лахты и посмотрит, насколько строг там осмотр. Если не очень, то можно послать чистых людей перевезти хоть часть пива в небольших чемоданах с двойным дном». Этот путь из Териок, рекомендованный В. И. Лениным, позднее использовался сестрорецкими рабочими для переправки не только литературы, но и оружия.

Пробивая жандармские кордоны, транспорт партийных газет и книг шел через Финляндию в Петербург, а оттуда во все концы России, помогая соратникам В. И. Ленина на местах готовить рабочий класс к революционным боям. «Четко работал наш транспорт на финляндской границе, - писала М. М. Эссен, активный агент «Искры». - «Искру», журнал «Зарю» и всю выходящую марксистскую литературу, мы получали аккуратным образом и хорошо распределяли среди рабочих и революционной интеллигенции».

Уже после революции Н. Е. Буренин нарисовал схему пересылки нелегальной литературы из Стокгольма через Або, Гельсипгфорс в Выборг, в Райволу, Териоки и Куоккалу. Одним из наиболее насыщенных, как указывал Николай Евгеньевич, был путь Гельсингфорс - Териоки.

Большую помощь в транспортировке марксистских изданий оказывал в Териоках финский революционер Пааво Какко. Снимаемая им гостиница «Товери» («Товарищ»), находившаяся в районе нынешнего нейтрального входа в дом отдыха «Энергетик», служила надежным местом для собраний и явок. На первом этаже размещался книжный магазин, принадлежавший О. Линдстрему. В зтот магазин поступали посылки с нелегальной литературой. По условленному паролю агенты «Искры» получали у доверенного лица Вильмо Тойволы книги и газеты.

Время от времени поступали пакеты с нелегальной литературой и па скромную дачу инженера Саволайнена в Териоках. Здесь жила художница и скульптор из Петербурга Анастасия Леонидовна Шмидт. В подполье ее знали по имени Фаня Беленькая. Буренин писал о ней как «о редком, незаменимом технике но перевозке нелегальной литературы большевистской партии». Трудно было царским властям предположить, что петербургская барыня, занятая встречами с художниками и музыкантами, могла заниматься чем-либо предосудительным. Фаня Беленькая активно сотрудничала в паспортном бюро, располагавшемся в одном из дачных зданий Териок. Она оформляла пустые бланки паспортов для нелегальных товарищей. Здесь же на брусках из пальмового дерева вырезались нужные печати. Документы готовились тщательно, от этого зависела судьба очень ценных для партии людей.

В транспортировке и хранении марксистской литературы в Териоках помогали русские и финские рабочие. Без активной помощи финских товарищей значительная часть партийной работы на территории Финляндии была бы невозможна.

Е. Д. Стасова и Н. Е. Буренин создали в Териоках и окрестностях несколько баз для транспортировки литературы. Одна из них находилась в семи километрах от Териок у Черной речки, где сходились дороги из Тюрисевя (Ушково), Райволы и Териок. В транспортировке литературы немалую роль сыграли слушательницы Высших женских курсов Лесгафта. Ответственные поручения в Териоках выполняли Е. Лещенко, О. Глинка, Е. Крич, О. Уварова, Д. Лазуркина, ставшие впоследствии деятелями большевистской партии.

Опасность подстерегала революционеров всюду, особенно в местах, где производился таможенный досмотр багажа. В Белоострове, например, чины пограничной стражи и полицейские проявляли необыкновенную бдительность, стремясь пресечь «тайный привоз нелегальной литературы и проникновение в столицу революционных элементов». Однако революционерам большей частью удавалось перехитрить рьяных стражей порядка.

Для передовых петербургских рабочих каждый номер «Искры» был большим событием. «Искра» служила хорошей школой политического просвещения и воспитания трудящихся масс в духе пролетарского интернационализма, поддерживала борьбу финского народа против деспотизма царского самодержавия.

Все чаще и настойчивей говорила газета «о необходимости совместной борьбы финского народа и русских революционных элементов». На страницах «Искры» был выделен постоянный раздел, освещавший события в Финляндии.

Важное значение для укрепления и расширения рядов искровцев имело совещание в Териоках 28 и 29 июля 1902 года. Оно проходило под руководством членов Петербургского комитета РСДРП И. И. Радченко и Е. Д. Стасовой. В работе совещания приняли участие член Петербургского комитета В. П. Краснуха, агент «Искры» И. Г. Леман (Смидович), исполнявшая обязанности секретаря «Искры» до приезда Н. К. Крупской из ссылки, от петербургского «Союза борьбы» - Н. Н. Штремер и В. Ф. Кожевникова. Необходимо было связать искровцев друг с другом, что помогло бы координировать действия искровцев столицы и обеспечить со здание единого центра. Петербургский комитет объединил около 75 революционеров, работавших или отбывавших ссылку в Пскове, Новгороде и живших на станциях Елизаветино, Шувалове и Териоки.

На этом совещании был выработан текст заявления - обращения Петербургского комитета «Ко всем Российским социал-демократическим организациям». Комитет призывал покончить с местной раздробленностью, кустарничеством, программной разноголосицей и признать «Искру» руководящим органом русской социал-демократии. В. П. Краснухе поручалось опубликовать заявление в газете «Искра».

В августе 1902 года Териоки вновь стали местом совещания социал-демократов, объединенных вокруг Петербургского комитета. Совещание было посвящено координации действий искровцев столицы, пригородов и ближайших городов.

Преданные ленинцы, бесстрашные революционеры-подпольщики, как убедительно свидетельствуют документы, неоднократно использовали Териоки для конспиративных встреч, совещаний и транспортировки нелегальной литературы.


Предыдующая глава  Следующая глава


Последние комментарии:




History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.